| |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 11.07.2006 № А54-1137/2006-С9
<ОТСУТСТВИЕ В БЮДЖЕТЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НЕОБХОДИМЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ Г. РЯЗАНИ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОБЯЗАННОСТИ ПО КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЮ, СВЯЗАННЫХ С ОПЛАТОЙ ГАЗА>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Центрального округа от 15.12.2006 № А54-1137/2006-С9 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 08.09.2006 по данному делу оставлены без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2006 г. № А54-1137/2006-С9
(Извлечение)
ОАО "Рязаньоблгаз" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к субъекту РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, при участии третьих лиц: Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области, администрации муниципального образования - г. Сасово о взыскании убытков в сумме 17117 руб. 10 коп.
В порядке ст. 47 АПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика субъекта РФ - Рязанская область в лице ФКУ Рязанской области на надлежащего субъект РФ - Рязанская область в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области. Также произведена замена третьего лица: администрации МО - г. Сасово на Отдел социальной защиты населения администрации МО - г. Сасово.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ Рязанской области.
Истец поддерживает исковые требования в полном объеме, пояснив, что невозмещение убытков в виде недополученных доходов за октябрь, ноябрь 2004 г., возникших в связи с предоставлением льгот по оплате сжиженного газа в баллонах во исполнение ФЗ "О ветеранах", послужило основанием для предъявления исковых требований.
Ответчик по иску возражает, ссылаясь на то, что полученные в 2004 г. денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" в полном объеме распределены.
Представитель ФКУ Рязанской области считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку исковые требования документально не подтверждены, при этом указывая, что Постановлениями главы администрации Рязанской области от 25.10.2002 № 40 и Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154 с 1 января 2003 г. обязанность по целевому использованию средств, поступающих на реализацию ФЗ "О ветеранах", и представлению интересов Рязанской области в судах возложена на Управление социальной защиты населения администрации Рязанской области. Кроме того, считает, что НДС должен быть исключен из суммы исковых требований.
Отдел социальной защиты населения администрации МО - г. Сасово поддерживает возражения ответчика.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей в спорный период, были установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, в частности, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, предоставлялась 50% скидка на приобретение топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
В соответствии с подпунктом "а" и "б" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на льготное приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Следовательно, реализация данного вида льгот на территории Рязанской области должна осуществляться органами государственной власти Рязанской области за счет средств областного бюджета, на местные бюджеты такие расходы не возлагаются.
Полномочия Рязанской области по реализации Федерального закона "О ветеранах" могут быть переданы органам местного самоуправления при соблюдении установленных действующим законодательством процедур.
В силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете соответствующего уровня. На основании п. 2 этой же статьи увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате реализации решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Абзацем 11 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
Отношения между субъектом и муниципальным образованием оформлены Соглашениями о сотрудничестве по возмещению расходов при реализации ФЗ "О защите инвалидов в РФ" и "О ветеранах".
Согласно закону Рязанской области "Об областном бюджета на 2004 год" расходы на реализацию льгот, установленных ФЗ "О ветеранах", определены в сумме 377183,7 тыс. руб.
16.01.2004 между Отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования - г. Сасово и ОАО "Рязаньоблгаз" филиал "Сасовогаз" заключен договор № 13 на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам, обслуживаемым ОАО "Рязаньоблгаз" филиал Сасовогаз и имеющим право на льготы по законам, указанным в п. 1.1 договора. Согласно п. 3.1 договора возмещение расходов производится Отделом соцзащиты области путем перечисления денежных средств платежным поручением через банковские учреждения на расчетный счет организации по мере их поступления из федерального бюджета.
Все денежные средства, поступившие из органов социальной защиты субъекта были распределены, однако из-за недостаточности финансирования возмещение истцу понесенных убытков осуществлено не в полном объеме.
Расходы на компенсацию коммерческой организации затрат, связанных с предоставлением предусмотренных федеральным законом льгот, являются особой формой расходов бюджета Рязанской области.
Отсутствие в бюджете Рязанской области необходимых денежных средств для предоставления населению г. Рязани льгот по оплате жилья, не является основанием для освобождения от обязанности по компенсации затрат предприятию, связанных с оплатой газа.
Доводы ответчика о возможности взыскания с бюджета денежных средств только в случае, если эти средства были заложены в качестве бюджетных обязательств субъекта РФ, но не исполнены им по какой-либо причине, и обязанность субъекта РФ по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм - что Рязанская область выполнила в полном объеме - суд считает несостоятельными, поскольку недостаточность средств в бюджете субъекта РФ не снимает ответственности с ответчика по возмещению убытков за счет средств бюджета субъекта РФ. Обязанность по возмещению этих расходов возложена на ответчика Федеральным законом "О ветеранах", и каких либо исключений Закон не предусматривает.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Организации, не получающие бюджетных средств (коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность за счет собственных средств), не являются участниками бюджетного процесса, а потому не могут отвечать по обязательствам Российской Федерации и участвовать в решении социальных задач, принятых на себя Россией как социальным государством в соответствии со ст. 7 Конституции РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 124 Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Ограничение ответственности государства пределами средств, предусмотренных в бюджете, противоречит также и таким основным началам гражданского законодательства, установленным ст. 1 ГК РФ, как равенство участников регулируемых гражданским законодательством отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Постановлением Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154 на Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области возложены полномочия по представлению в Арбитражных судах Российской Федерации интересов казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг. в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ".
Финансово-казначейскому управлению Рязанской области, вышепоименованным постановлением, начиная с 01.01.2005 и до исполнения решений судов по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг., предписано предусматривать дополнительные денежные средства на исполнение решений судов по указанным в постановлении искам и направлять их Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области за счет ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете Рязанской области в порядке, установленном Правительством Рязанской области.
Следовательно, по искам о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот в 2003 - 2004 гг., Управление защиты населения Рязанской области является надлежащим ответчиком.
Сумма невозмещенных ОАО "Рязаньоблгаз" расходов, связанных с предоставлением в октябре, ноябре 2004 г. льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" составила 17117 руб. 10 коп.
Отпуск газа производился на основании талонов на жидкий газ, которые выдавались Отделом социальной защиты населения администрации МО - г. Сасово гражданам, имеющим права на льготы, а впоследствии обменивались последними на баллоны со сжиженным газом.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в октябре, ноябре 2004 г. в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - документально обоснованным расчетом, талонами на сжиженный газ, тарифами на сжиженный газ и нормативами потребления коммунальных услуг, списками граждан, имеющих права на льготы; справками о суммах фактически предоставленных льгот и ведомостями выпадающих доходов.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчики не представили в суд контррасчет по предоставленным истцом льготам и документальных возражений в отношении спорной суммы, в связи с данным обстоятельством доводы третьего лица о неподтвержденности суммы заявленных требований судом расцениваются, как необоснованные, поскольку в материалы дела представлена достаточная первичная документация от истца, которая позволяет произвести необходимые расчеты.
Исходя из изложенного, требования о взыскания с казны субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице уполномоченных органов (с учетом Постановления Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154) из средств бюджета Рязанской области являются правомерными и подлежат удовлетворению в заявленной сумме.
Ссылки ответчиков о неправомерности исчисления истцом размера убытков исходя из тарифов, включающих НДС, суд считает несостоятельными.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения по НДС.
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Исходя из п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиков государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), увеличивают налоговую базу по НДС.
Таким образом при предоставлении дотации из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам сумма указанной дотации включается в налоговую базу по НДС.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика, однако взысканию не подлежат, поскольку ответчик освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
1. Взыскать с субъекта РФ - Рязанская область в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области за счет казны Рязанской области в пользу ОАО "Рязаньоблгаз" г. Рязани 17117 руб. 10 коп. - задолженность за предоставленные населению льготы по оплате газа в октябре, ноябре 2004 г. в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
2. Возвратить ОАО "Рязаньоблгаз" из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 684 руб. 678 коп., уплаченную по платежному поручению № 773 от 21.03.2001.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|