Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области от 29.06.2006
"О ПОРЯДКЕ ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", N№ 152-153, 29.06.2006






О ПОРЯДКЕ ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В нынешних условиях нестабильной экономической ситуации в России, когда под влиянием объективных обстоятельств ежедневно прекращают свою деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм, вопросы проведения процедуры ликвидации (прекращения деятельности) и оформления необходимых для этого документов в рамках действующего законодательства приобретают достаточно актуальный характер.
Основания и порядок ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Особенности ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций предусматриваются Федеральными законами Российской Федерации "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.1996, "Об общественных объединениях" № 82-ФЗ от 19.05.1995 "О свободе совести и о религиозных объединениях" № 125-ФЗ от 26.09.1997, "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" № 129-ФЗ от 08.08.2001.
Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Поэтому при ликвидации некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника гражданских правоотношений. Общий порядок ликвидации юридических лиц урегулирован статьями 61 - 64 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано как по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, так и независимо от воли участников при наличии предусмотренных действующим законодательством оснований и т.д.
Решение учредителей (участников) юридических лиц о ликвидации принимается в том же порядке, как и решение о создании и оформляется аналогично. Так, решение о ликвидации общественного объединения принимается на Конференции (Общем собрании) и оформляется протоколом этого собрания. Протокол должен отражать следующие данные: дату и место проведения Общего собрания, кворум, повестку дня, существо принятых решений и результаты голосования по ним, подписи председателя и секретаря Общего собрания.
Учредители (участники) вправе в любой момент принять решение о ликвидации юридического лица. Это решение может быть принято в связи с истечением срока, на который создавалось юридическое лицо, в связи с достижением цели, ради которой оно было создано, в связи с признанием судом регистрации юридического лица недействительной.
Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с требованиями ст. 63, 64 ГК РФ.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию. В ее состав могут входить руководящие лица организации, учредители или их представители. Состав и сроки работы ликвидационной комиссии фиксируются в протоколе Общего собрания (Конференции). С этого момента все вопросы, связанные с управлением организацией, переходят к ликвидационной комиссии и она начинает свою работу.
Первое, что должна сделать ликвидационная комиссия, - это установить срок, в течение которого кредиторы ликвидируемой организации могут предъявить к ней претензии о возврате задолженностей. Для этого, согласно ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия обязана опубликовать в официальной печати по месту нахождения своей организации объявление о ликвидации и о порядке и сроке предъявления требований ее кредиторами, содержащее следующую информацию:
1) полное наименование юридического лица;
2) местонахождение юридического лица;
3) наименование органа, принявшего решение о ликвидации;
4) ИНН/КПП, ОГРН ликвидируемого юридического лица;
5) порядок и сроки заявления требований кредиторов;
6) способ связи с ликвидационной комиссией.
Одновременно об этом письменно уведомляются все кредиторы. Срок предъявления требований должен быть не менее двух месяцев с момента публикации в печати объявления о ликвидации организации.
Основной задачей ликвидационной комиссии является завершение деятельности ликвидируемого юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.
Далее принимаются все меры по взысканию дебиторской задолженности, то есть предъявляются официальные требования о ее погашении юридическим и физическим лицам, имеющим перед ликвидируемой организацией дебиторскую задолженность. В случае необходимости направляются иски в суды. При этом у ликвидационной комиссии нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок платежа по которой еще не наступил.
В соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ по истечении установленного срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия обязана составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть отражены данные о составе имущества ликвидируемого лица, о требованиях, заявленных ему кредиторами, а также о результатах рассмотрения таких требований. Составленный промежуточный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица и органом, принявшим решение о его ликвидации.
Любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению ликвидационной комиссии (ликвидатора). При этом все платежи и взыскания производятся в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в четвертую очередь погашаются задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей очереди.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплата которым производится по истечении одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Процедура ликвидации юридического лица осуществляется в два этапа. Первый этап - уведомление о начале процедуры ликвидации, в результате которой налоговые органы вносят в Единый государственный реестр юридических лиц запись о принятии решения о ликвидации организации. Второй этап - непосредственно ликвидация юридического лица.
Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией, в трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации представляют в уполномоченный орган - территориальный орган Федеральной регистрационной службы. В Рязанской области таким органом является Управление Федеральной регистрационной службы по Рязанской области (далее - УФРС по Рязанской области).
Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" № 212 от 15.04.2006 утверждены новые формы бланков для государственной регистрации некоммерческих организаций.
На первом этапе проведения процедуры ликвидации в УФРС по Рязанской области должны быть представлены следующие документы:
- уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации;
- уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации;
- сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем;
- протокол с решением о начале процедуры ликвидации;
- газета с объявлением о ликвидации, порядке и сроках заявления требований ее кредиторам;
- расписка в получении документов, представленных заявителем в уполномоченный орган для регистрации ликвидации некоммерческой организации.
Существенным изменением является то, что уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации не заверяется у нотариуса, как это было раньше.
На основании указанных документов УФРС по Рязанской области принимает решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области (далее - УФНС по Рязанской области) документы для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании данного решения и представленных необходимых сведений и документов УФНС по Рязанской области в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в УФРС по Рязанской области. С этого момента не допускаются государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой организации, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанная организация или которые возникают в результате ее реорганизации.
При недостаточности денежных средств у ликвидируемой организации для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый органом или учредителями (участниками) организации, принявшими решение о ее ликвидации.
Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после окончания всех расчетов и дел ликвидируемого юридического лица, т.е. то имущество, которое ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна передать учредителям названного юридического лица, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено действующим законодательством, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случаях, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
После завершения расчетов с кредиторами начинается второй этап.
Для окончательной ликвидации некоммерческой организации в УФРС по Рязанской области представляются следующие документы:
- уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации;
- заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией;
- промежуточный ликвидационный баланс;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины за ликвидацию некоммерческой организации (в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 20 процентов от государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица);
- протокол об утверждении промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов;
- подлинники свидетельства о государственной регистрации организации и устава;
- расписка в получении документов, представленных заявителем в уполномоченный орган для регистрации ликвидации некоммерческой организации.
Ликвидация некоммерческой организации как юридического лица считается завершенной, а организация - прекратившей свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. По окончанию процедуры УФНС по Рязанской области направляет в УФРС по Рязанской области свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией и об исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Хотелось бы отметить особый порядок ликвидации некоммерческих фондов. В соответствии со ст. 119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Это обусловлено особым характером данной организационно-правовой формы некоммерческой организации. Фонд может быть ликвидирован:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
При ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требования кредиторов, направляется на цели, определяемые уставом фонда.
В 2005 году Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области было принято 137 решений о ликвидации общественных объединений и 4 решения о ликвидации религиозных организаций. Из них самоликвидировалось 32 организации, ликвидировалось в судебном порядке 105 организаций. По состоянию на 1 июня 2006 года было принято 44 решения о ликвидации некоммерческих организаций. Всего за годы регистрации общественных и религиозных объединений (с 1990 г.) ликвидировано 609 общественных объединений и 21 религиозная организация.
Таким образом, ликвидация юридического лица представляет собой довольно сложную и длительную процедуру. Надеемся, что данная публикация поможет некоммерческим организациям избежать возможные осложнения во взаимоотношениях с регистрирующими, налоговыми и иными контролирующими органами.
По всем вопросам, касающимся порядка ликвидации некоммерческих организаций, обращаться в отдел регистрации общественных, религиозных объединений и некоммерческих организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, 18 (конт. тел. 34-37-27).

Консультант отдела регистрации общественных,
религиозных объединений и некоммерческих
организаций Управления Федеральной
регистрационной службы по Рязанской области
Н.А.ХРУЩЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru