Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 09.06.2006 № А54-5092/2005-С16
<ПОСКОЛЬКУ ОТВЕТЧИКОМ НЕ ДОКАЗАН ФАКТ ИСПОЛНЕНИЯ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НЕГО ЗАКОНОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, НЕ ПРЕДСТАВЛЕН КОНТРРАСЧЕТ СУММЫ ИСКА, ПОНЕСЕННЫЕ ИСТЦОМ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ, ПОДТВЕРЖДЕНЫ ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ДЕЛО ДОКУМЕНТАМИ, СУД СЧЕЛ ЗАЯВЛЕННОЕ ИСТЦОМ ТРЕБОВАНИЕ ПРАВОМЕРНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РФ В ЛИЦЕ ЕЕ ФИНАНСОВОГО ОРГАНА - МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 29.01.2007 № А54-5092/2005-С16 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 07.08.2006 по данному делу изменены в части взыскания убытков и расходов по государственной пошлине.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2006 г. № А54-5092/2005-С16

(извлечение)

Открытое акционерное общество "Центртелеком", Московская область (далее ОАО "Центртелеком") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Министерству финансов РФ, г. Москва, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, г. Москва, Министерству труда и социального развития РФ, г. Москва, Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, г. Рязань, Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ермишинский район Рязанской области при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва, Финансово-казначейского управления Рязанской области, г. Рязань, Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7, г. Москва о взыскании 91661 руб. 59 коп.
В порядке ст. 156 АПК РФ, дело слушается в отсутствие ответчиков (Отдела социальной защиты населения администрации МО - Ермишинский район Рязанской области, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерств труда и социального развития РФ), третьих лиц (Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию), извещенных надлежащим образом.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец заявил об уточнении исковых требований и просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации убытки в сумме 94939 руб. 32 коп. Уточнение исковых требований судом принято.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" имеет дату 24.11.1995, а не 24.12.1995.
   ------------------------------------------------------------------

Истец поддержал требования о взыскании убытков в сумме 94939 руб. 32 коп., образовавшихся за 2003 г., 2004 г. Представитель истца пояснил, что убытки ОАО "Центртелеком" образовались в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи жителям Ермишинского района Рязанской области в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 24.12.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Ответчик (Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ермишинский район Рязанской области) указал суду на распределение в полном объеме, полученных денежных средств.
Ответчик (РФ в лице Министерства финансов РФ) против удовлетворения исковых требований возражает, указывая на то, что статья расходов средств федерального бюджета по компенсации льгот в соответствии ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" находилась в ведении Министерства труда и социального развития РФ. В силу со ст. 233 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета мог, может вносить изменения в смету расходов, так и запросить увеличение ассигнований на данные цели. Ответчик самостоятельно не вправе увеличить ассигнования главному распорядителю средств федерального бюджета без соответствующей мотивированной бюджетной заявки. Ответчик считает, что истец не подтвердил документальными доказательствами наличие убытков и факт бездействии государственных органов при формировании бюджета. Более того, по мнению ответчика (РФ в лице Министерства финансов РФ), истец должен исключить из предъявленной суммы убытков налог на добавленную стоимость.
Ответчик (Министерство здравоохранения и социального развития РФ) в отзыве на иск против исковых требований возражает, считая, что предъявление иска к федеральному органу исполнительной власти, не наделенному соответствующей компетенцией, неправомерно, поскольку истец находится в правоотношениях с Российской Федерацией, указывая на то, что финансирование ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" осуществляется за счет средств Фонда компенсаций. Ответчик сообщил, что Министерство труда и социального развития РФ в 2003, 2004 годах не являлось главным распорядителем по обязательствам федерального бюджета по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", так как в федеральных законах о федеральных бюджетах на 2003, 2004 годы содержаться отдельные нормы о финансировании Минфином России таких обязательств из Фонда компенсаций.
Ответчик (Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области) считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не может нести ответственность за расходные обязательства государства, установленные ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Третье лицо (Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию) в отзыве на иске пояснило, что Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (далее Агентство) стало функционировать с июля 2004 г. и не является правопреемником Министерства труда и социального развития РФ. Его функции определены Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлениями Правительства РФ от 06.04.2004 № 165 "Вопросы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" и от 30.06.2004 № 325 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию", которые не предусматривают осуществление Агентством функций Министерства труда и социального развития РФ по организации исполнения ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части предоставления инвалидам услуг связи на льготных основаниях, в связи с чем в расходах Агентства средства на эти цели в 2004 г., 2005 г. не предусматривались.
Третье лицо (Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7) представило в материалы дела отзыв на иск, в котором сообщило суду следующее.
Согласно положениям главы 21 НК РФ фактическим плательщиком НДС является конечный потребитель товара (услуги). НДС фактически является надбавкой к цене товара (услуги), которая подлежит перечислению в бюджет государства, то есть продавец товара является сборщиком налога, а реальным плательщиком налога - покупатель. В конкретном случае часть суммы НДС была уплачена Организацией из собственных средств.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив документальные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что требование истца обоснованны и подлежит удовлетворению. При этом суд исходит их следующего.
ОАО "Центртелеком" в 2003 г., в 2004 г. предоставляло населению Ермишинского района Рязанской области льготы по оплате услуг связи в соответствии с законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
ОАО "Центртелеком" (Оператор связи) и Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ермишинский район Рязанской области (Отдел) заключили договоры от 04.01.2003, от 05.01.2004 и соглашение от 14.02.2004 к нему на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг электросвязи, предметом которого является возмещение текущих расходов, связанных с предоставлением услуг связи гражданам, имеющим право на льготы по "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 № 181-ФЗ в части предоставления льготы по абонентской плате за пользование квартирным телефоном и радиоточкой.
Согласно п. 2.1.2 Отдел обязуется перечислять Оператору связи денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных возмещение текущих расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг электросвязи, в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального и областного бюджетов.
Суммы, на которые были предоставлены льготы в связи с исполнением закона "О социальной защите инвалидов в РФ" за 2003 г., за 2004 г. составили соответственно 190273 руб. 64 коп., 243166 руб. 73 коп. Компенсация за спорный период была произведена Отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ермишинский район Рязанской частично, что привело к образованию задолженности в сумме 94939 руб. 32 коп., наличие которой послужило основанием для обращения ОАО "Центртелеком" в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 30 Федерального закона "О связи", № 15-ФЗ от 16.02.1995, действовавшего в 2003 году, при предоставлении льгот по оплате услуг связи, в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, возмещение недополученных предприятием связи доходов, производилось за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Источник финансирования данной льготы законом не определен.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" имеет дату 24.12.2002, а не 24.12.2004, Федеральный закон № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" имеет дату 23.12.2003, а не 23.12.2004.
   ------------------------------------------------------------------

Статьей 53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" № 176-ФЗ от 24.12.2004 (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 78-ФЗ, от 07.07.2003 № 107-ФЗ, от 07.07.2003 № 121-ФЗ, от 11.11.2003 № 150-ФЗ), статьей 46 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" № 186-ФЗ от 23.12.2004 (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 85-ФЗ, от 20.08.2004 № 120-ФЗ, от 10.11.2004 № 136-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 № 9-П) было установлено выделение из Фонда компенсаций субсидий и субвенций, направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Постановлениями Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" на 2003 г., на 2004 г. было продлено действие Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. № 536.
На основании пунктов 2 и 3 указанного Порядка предоставление субсидий и субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляло Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке, при этом субсидии и субвенции должны были зачисляться в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства.
В целях исполнения на территории субъекта Российской Федерации - Рязанская область ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Постановлением Администрации Рязанской области № 40 от 25.10.2002 был утвержден Порядок направления и расходования средств, связанных с реализацией Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах".
Согласно п. 3 указанного Порядка субсидии и субвенции из Фонда компенсаций, направляемые на реализацию ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", направлялись Управлению социальной защиты населения администрации Рязанской области (в настоящее время - Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области) для дальнейшего перечисления на счета органов социальной защиты населения муниципальных образований.
Во исполнение п. 8 Порядка направления и расходования средств, связанных с реализацией Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах" между ОАО "ЦентрТелеком" в лице Рязанского филиала и Отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ермишинский район был заключен договор о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам электросвязи.
Исходя из условий договоров, Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ермишинский район, осуществлял возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам связи гражданам, имеющим право на льготы по ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в пределах выделенных денежных средств по мере их поступления из соответствующего бюджета.
Расходы возмещались после выверки объемов оказанных услуг на основании счетов и счетов-фактур, выставляемых ОАО "ЦентрТелеком" частично, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.
Размер убытков подтверждается документально обоснованным расчетом, счетами-фактурами, счетами, актами сверки взаиморасчетов, оборотными ведомостями и другими доказательствами, представленными истцом в материалы дела, в которых указаны основания для предоставления льгот; количество граждан, пользующихся льготами; тарифы на услуги связи; суммы, на которые оказаны услуги и фактически предоставлены льготы (выпадающие доходы).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" имеет дату 23.12.2003, а не 23.12.2004.
   ------------------------------------------------------------------

Причинение истцу убытков явилось следствием недофинансирования из федерального бюджета, ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" № 176-ФЗ от 24.12.2002 (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 78-ФЗ, от 07.07.2003 № 107-ФЗ, от 07.07.2003 № 121-ФЗ, от 11.11.2003 № 150-ФЗ), ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" № 186-ФЗ от 23.12.2004 (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 85-ФЗ, от 20.08.2004 № 120-ФЗ, от 10.11.2004 № 136-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 № 9-П) было предусмотрено недостаточно средств для выплаты хозяйствующим субъектам компенсации затрат, возникающих в связи с реализацией норм федерального законодательства.
Отсутствие финансирования обусловлено недостатками бюджетного планирования предстоящих расходов на реализацию законов, предусматривающих льготы отдельным категориям граждан.
Доказательствами недостатков бюджетного планирования в 2003 - 2004 годах является то, что при составлении бюджета на соответствующий год не были учтены, требования ст. 172 Бюджетного кодекса РФ, в силу которой составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год.
Согласно ст. 173 Бюджетного кодекса РФ прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается, в том числе, и на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период.
Минфин РФ самостоятельно определяет объем средств, подлежащих выделению какому-либо субъекту РФ, на основании Методики распределения средств Фонда компенсаций.
Кроме того, при формировании бюджетов на 2003 год, на 2004 год не были учтены в полном объеме такие расходные обязательства Российской Федерации (вид расходов), как финансирование 50% скидки за пользование радиотрансляционными точками, установленной инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Из смысла норм ст. 4, 5 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ, следует, что предоставление льгот инвалидам должно производиться за счет средств федерального бюджета. В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы. Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту инвалидов между бюджетами всех уровней, доказательства выделения субъекту РФ - Рязанской области денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот суду не представлено, причиненные истцу убытки в заявленной сумме подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 5.3. Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов РФ осуществляет: составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования; ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.
Исходя из анализа ст. 16, 125, 1069, 1071 ГК РФ, п. 5.3. Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 следует, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий федеральных государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией за счет ее казны, от имени которой выступает ее финансовый орган - Министерство финансов РФ. В связи с чем исковые требования к Министерству здравоохранения и социального развития РФ, г. Москва, г. Москва, Министерству труда и социального развития РФ, г. Москва не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком (РФ в лице Министерства финансов РФ) не доказан факт исполнения, возложенных на него законом обязательств. Понесенные истцом расходы, связанные с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", подтверждены представленными в дело документами, в связи с чем суд считает, что заявленное истцом требование правомерно и подлежит удовлетворению за счет казны РФ в лице ее финансового органа - Министерства финансов РФ.
В иске к Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области и Отделу социальной защиты населения Администрации муниципального образования - Ермишинский район Рязанской области также следует отказать, поскольку предоставление льгот согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Довод ответчика (РФ в лице Министерства финансов РФ) о неправомерном исчислении истцом размера убытков исходя из тарифов, включающих НДС, подлежит отклонению.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника финансирования.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов, либо иначе связанные с оплатой реализованных работ. Следовательно, денежные средства, получаемые из бюджета в счет увеличения доходов при реализации услуг связи по льготным тарифам включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При изложенных обстоятельствах, истец при расчете исковых требований правомерно включил в сумму убытков налог на добавленную стоимость.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК относятся на ответчика. В силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления возврат госпошлины производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Центртелеком", Московская область убытки в сумме 94939 руб. 32 коп.
2. В удовлетворении исковых требований к Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, Отделу социальной защиты населения Администрации муниципального образования - Ермишинский район Рязанской области, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, г. Москва, Министерству труда и социального развития РФ, г. Москва отказать.
3. Возвратить ОАО "Центртелеком", Московская область из дохода федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 3249 руб. 85 коп.
4. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru