Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 09.06.2006 № А54-9676/2005-С16
<ПОСКОЛЬКУ ОТВЕТЧИКОМ НЕ ДОКАЗАН ФАКТ ИСПОЛНЕНИЯ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НЕГО ЗАКОНОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, НЕ ПРЕДСТАВЛЕН КОНТРРАСЧЕТ СУММЫ ИСКА, ПОНЕСЕННЫЕ ИСТЦОМ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ, ПОДТВЕРЖДЕНЫ ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ДЕЛО ДОКУМЕНТАМИ, СУД СЧЕЛ ЗАЯВЛЕННОЕ ИСТЦОМ ТРЕБОВАНИЕ ПРАВОМЕРНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РФ В ЛИЦЕ ЕЕ ФИНАНСОВОГО ОРГАНА - МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 26.01.2007 № А54-9676/2005-С16 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 07.08.2006 по данному делу изменены в части взыскания убытков и расходов по государственной пошлине.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2006 г. № А54-9676/2005-С16

(извлечение)

Открытое акционерное общество "Центртелеком", Московская область (далее ОАО "Центртелеком") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г. Москва, Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, Финансово-казначейскому управлению Рязанской области, Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования - Сасовский район Рязанской области при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7, о взыскании 14109 руб. 79 коп.
Истец, в порядке ст. 49 АПК РФ, заявил об уменьшении размера исковых требований до суммы 1125 руб. 87 коп. Уменьшение размера исковых требований до суммы 1125 руб. 87 коп. судом принято.
В порядке ст. 156 АПК РФ, дело слушается в отсутствие ответчика (Отдела социальной защиты населения администрации МО - Сасовский район Рязанской области), третьих лиц (Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства труда и социального развития РФ Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7), извещенных надлежащим образом.
Истец поддержал требования о взыскании убытков в сумме 1125 руб. 87 коп., образовавшихся за 2002 г. Представитель истца пояснил, что убытки ОАО "Центртелеком" образовались в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи жителям Сасовского района Рязанской области в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Ответчик (Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования - Сасовский район Рязанской области) исковые требования не признает, поясняя, что задолженность за 2002 г. по компенсации льгот по оплате услуг связи жителям Сасовского района Рязанской области в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 24.12.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" погашена в полном объеме, включение в сумму иска суммы НДС неправомерно.
Ответчик (РФ в лице Министерства финансов РФ) против удовлетворения исковых требований возражает, указывая на то, что статья расходов средств федерального бюджета по компенсации льгот в соответствии ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" находилась в ведении Министерства труда и социального развития РФ. В силу ст. 233 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета мог вносить изменения в смету расходов, так и запросить увеличение ассигнований на данные цели. Ответчик самостоятельно не вправе увеличить ассигнования главному распорядителю средств федерального бюджета без соответствующей мотивированной бюджетной заявки. Ответчик считает, что истец не подтвердил документальными доказательствами наличие убытков и факт бездействии государственных органов при формировании бюджета. Более того, по мнению ответчика (РФ в лице Министерства финансов РФ), истец должен исключить из предъявленной суммы убытков налог на добавленную стоимость.
Ответчик (ФКУ Рязанской области) указал суду, что вина субъекта РФ - Рязанская область в возникших у истца убытках отсутствует, поскольку денежных средств, выделенных в 2002 г. для Рязанской области из фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" было недостаточно, все денежные средства, предусмотренные на финансирование льгот по реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в 2002 г. ФКУ Рязанской области своевременно и в полном объеме перечислены Управлению социальной защиты населения Рязанской области.
Ответчик (Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области) считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку создано 20.05.2004 и не может нести ответственность за причинение убытков в предшествующем указанной дате периоде.
Кроме того, ответчики считают, что включение истцом в расчет суммы иска НДС неправомерно.
Третье лицо (Министерство здравоохранения и социального развития РФ) в отзыве на иск указало на то, что финансирование ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" осуществляется за счет средств Фонда компенсаций. Третье лицо сообщило, что Министерство труда и социального развития РФ в 2002, 2003, 2004 годах не являлось главным распорядителем по обязательствам федерального бюджета по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", так как в федеральных законах о федеральных бюджетах на 2003, 2004 годы содержаться отдельные нормы о финансировании Минфином России таких обязательств из Фонда компенсаций.
Третье лицо (Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7) представило в материалы дела отзыв на иск, в котором сообщило суду следующее. Согласно положениям главы 21 НК РФ фактическим плательщиком НДС является конечный потребитель товара (услуги). НДС фактически является надбавкой к цене товара (услуги), которая подлежит перечислению в бюджет государства, то есть продавец товара является сборщиком налога, а реальным плательщиком налога - покупатель. В конкретном случае часть суммы НДС была уплачена Организацией из собственных средств.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив документальные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению.
ОАО "Центртелеком" в 2002 г. предоставляло населению Сасовского района Рязанской области льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
05.01.2002 ОАО "Электросвязь" Рязанской области (правопреемник ОАО "Центртелеком") и Администрация муниципального образования - Сасовский район Рязанской области заключили договор на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг электросвязи, предметом которого является возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг связи гражданам, имеющим право на льготы по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 № 181-ФЗ в части предоставления льготы по абонентской плате за пользование квартирным телефоном и радиоточкой.
Сумма, на которую были предоставлены льготы в связи с исполнением Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" за 2002 г. составила 60199 руб. 22 коп. Компенсация предоставленных льгот за спорный период была произведена частично, что привело к образованию задолженности в сумме 1125 руб. 87 коп., наличие которой послужило основанием для обращения ОАО "Центртелеком" в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 30 Федерального закона "О связи", № 15-ФЗ от 16.02.1995, действовавшего в 2003 году, при предоставлении льгот по оплате услуг связи, в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, возмещение недополученных предприятием связи доходов, производилось за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования данной льготы законом не определен.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, согласно которым финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится за счет средств федерального бюджета. Действие данных Правил постановлением Правительства РФ от 28.02.2002 № 137 продлены на 2002 год.
Статьей 54 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" утвержден фонд компенсаций в сумме 40757554,5 тыс. руб. Размер субсидий, выделяемых из названного выше фонда на финансирование текущих расходов по реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлен в сумме 11943650,0 тыс. руб. (ст. 55). Рязанской области предусмотрены были денежные средства в сумме 123338,0 тыс. руб. (приложение № 13 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год"). Порядок предоставления и расходования средств определялся Правительством РФ (ст. 54).
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2001 г. № 536 был утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", действие которого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 № 137 было продлено на 2002 год.
На основании пунктов 2 и 3 указанного выше порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ осуществляло Министерство финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ, открытые в органах федерального казначейства.
Субсидии на реализацию вышеуказанного федерального закона в объеме, предусмотренном в федеральном бюджете в 2002 году направлялись муниципальным образованиям Рязанской области.
В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Размер убытков, причиненных истцу, подтверждается документально обоснованным расчетом, счетами-фактурами, счетами, актом сверки взаиморасчетов, оборотными ведомостями и другими доказательствами, представленными истцом в материалы дела, в которых указаны основания для предоставления льгот; количество граждан, пользующихся льготами; тарифы на услуги связи; суммы, на которые оказаны услуги и фактически предоставлены льготы (выпадающие доходы).
Причинение истцу убытков явилось следствием недофинансирования из федерального бюджета, ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2002 год" было предусмотрено недостаточно средств для выплаты хозяйствующим субъектам компенсации затрат, возникающих в связи с реализацией норм федерального законодательства.
Отсутствие финансирования обусловлено недостатками бюджетного планирования предстоящих расходов на реализацию законов, предусматривающих льготы отдельным категориям граждан.
Доказательствами недостатков бюджетного планирования в 2002 году является то, что при составлении бюджета на соответствующий год не были учтены, требования ст. 172 Бюджетного кодекса РФ, в силу которой составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год.
При этом, как следует из представленных документов, Минфин РФ самостоятельно определяет объем средств, подлежащих выделению какому-либо субъекту РФ, на основании Методики распределения средств Фонда компенсаций.
Исходя из норм ст. 4, 5 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ, следует, что предоставление льгот инвалидам должно производиться за счет средств федерального бюджета. В силу ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы. Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту инвалидов между бюджетами всех уровней, доказательства выделения субъекту РФ - Рязанской области денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот суду не представлено, причиненные истцу убытки в заявленной сумме подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком (РФ в лице Министерства финансов РФ) не доказан факт исполнения, возложенных на него законом обязательств. Понесенные истцом расходы, связанные с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", подтверждены представленными в дело документами, в связи с чем суд считает, что заявленное истцом требование правомерно и подлежит удовлетворению за счет казны РФ в лице ее финансового органа - Министерства финансов РФ.
В иске к Финансово-казначейскому управлению Рязанской области, Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, г. Рязань, Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования - Сасовский район Рязанской области следует отказать, поскольку предоставление льгот согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Довод ответчиков о неправомерном исчислении истцом размера убытков исходя из тарифов, включающих НДС, подлежит отклонению.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника финансирования.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов, либо иначе связанные с оплатой реализованных работ. Следовательно, денежные средства, получаемые из бюджета в счет увеличения доходов при реализации услуг связи по льготным тарифам включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При изложенных обстоятельствах, истец при расчете исковых требований правомерно включил в сумму убытков налог на добавленную стоимость.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика. В силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления возврат госпошлины производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Центртелеком", Московская область убытки в сумме 1125 руб. 87 коп.
2. В удовлетворении исковых требований к Финансово-казначейскому управлению Рязанской области, Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, г. Рязань, Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования - Сасовский район Рязанской области отказать.
3. Возвратить ОАО "Центртелеком", Московская область из дохода федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 564 руб. 39 коп.
4. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru