Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области от 31.05.2006
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КОНТРОЛЬ"

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", N№ 122-123, 31.05.2006






ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КОНТРОЛЬ

Ежегодно в России регистрируется более 10 миллионов актов гражданского состояния. На территории Рязанской области за 2005 г. зарегистрировано более 53 тысяч актов гражданского состояния, составлено 682 заключения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, выдано 17534 повторных свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Акты гражданского состояния - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
В соответствии с действующим законодательством об актах гражданского состояния обязательной государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Установление обязательной государственной регистрации актов гражданского состояния преследует в первую очередь цель обеспечения их бесспорности, что имеет большое значение для защиты прав и законных интересов граждан. Так, государственная регистрация рождения обеспечивает точность даты рождения и дает неоспоримое доказательство возраста гражданина, она также фиксирует, кто является отцом и матерью данного гражданина. С момента государственной регистрации заключения брака у лиц, его заключивших, возникают права и обязанности супругов и др.
Государственная регистрация актов гражданского состояния имеет также большое значение для учета естественного движения населения, отслеживания демографических процессов в обществе с целью выработки и осуществления осознанной государственной экономической и социальной политики.
Общие положения об актах гражданского состояния и их регистрации установлены в ст. 47 Гражданского кодекса Российской Федерации. Решение вопросов об органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, о порядке самой регистрации, порядке изменения, восстановления и аннулирования актов гражданского состояния, а также о порядке и сроках хранения книг регистрации записей актов гражданского состояния отнесено к компетенции Федерального закона "Об актах гражданского состояния" № 143-ФЗ от 15 ноября 1997 г. (далее - Федеральный закон). Его положения основываются на Конституции Российской Федерации, нормах Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, и нормах других федеральных законов.
В соответствии с Федеральным законом полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Их финансирование осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
На территории Рязанской области государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляет Управление ЗАГС Рязанской области, созданное в соответствии с Положением об управлении записи актов гражданского состояния, утвержденным Постановлением Губернатора Рязанской области № 640-пг от 16.12.2003.
В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственная регистрация актов гражданского состояния на территории нашего субъекта производится территориальными структурными подразделениями, организованными Управлением ЗАГС во всех районных центрах Рязанской области.
В последнее время правовое регулирование государственной регистрации актов гражданского состояния претерпело значительные изменения.
Впервые деятельность органов по государственной регистрации актов гражданского состояния подлежит контролю со стороны государства.
Согласно Федеральному закону эти полномочия с 1 января 2006 г. предоставлены Федеральной регистрационной службе, а на территории Рязанской области - Управлению Федеральной регистрационной службы по Рязанской области. Данные контрольно-надзорные функции включают в себя:
- координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществление ее методического обеспечения;
- осуществление контроля за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- осуществление контроля за расходованием субвенций из Федерального фонда компенсаций;
- осуществление надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проведение проверок деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребование документов и внесение предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Действующим законодательством Российской Федерации установлены следующие обязательные для исполнения органами ЗАГСа общие положения о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Делопроизводство в органах ЗАГСа ведется на русском языке или русском и национальном языке, в случае установления республикой, входящей в состав Российской Федерации, своего государственного языка.
В запись соответствующего акта гражданского состояния вносятся сведения о самом акте гражданского состояния, а также другие сведения, непосредственно к нему относящиеся. Например, при регистрации рождения ребенка в актовую запись о его рождении вносятся сведения не только о ребенке, но и о его родителях. В запись актов гражданского состояния могут быть включены также сведения, обусловленные особыми обстоятельствами регистрации данного акта. Например, при регистрации рождения найденного ребенка.
Для производства регистрации любого акта гражданского состояния гражданам необходимо представить в орган ЗАГСа документы, подтверждающие факт, подлежащий регистрации, а также документы, удостоверяющие личность заявителя.
Документы, необходимые для производства записи акта гражданского состояния, зависят от характера подтверждаемого факта. Их перечень по каждому виду актов гражданского состояния установлен Федеральным законом. Сами органы ЗАГСа не вправе устанавливать какие-либо факты. Их задача производить регистрацию актов гражданского состояния, которые подтверждены доказательствами, установленными в Федеральном законе.
При регистрации акта гражданского состояния каждая запись должна быть составлена ясно и в полном соответствии с представленными документами. Ответственность за правильность государственной регистрации актов гражданского состояния и качество составления записей актов гражданского состояния возлагается на руководителя органа ЗАГСа.
Для обеспечения контроля за правильностью составления актовой записи со стороны заявителя установлено правило: каждая составленная запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и работником органа ЗАГСа, составившим запись, скреплена печатью органа ЗАГСа.
Все акты гражданского состояния связаны с личной жизнью граждан. В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Поэтому сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГСа в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния, являются персональными данными, отнесены законом к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Право ознакомиться с записями актов гражданского состояния и затребовать документы, удостоверяющие регистрацию, имеют суды, органы прокуратуры, дознания и следствия, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Органы ЗАГСа вправе отказать гражданам в государственной регистрации актов гражданского состояния только по основаниям, предусмотренным законом, если:
- регистрация противоречит Федеральному закону "Об актах гражданского состояния" (например, если заявление гражданина вообще не подлежит рассмотрению в органах ЗАГСа, заявление подано не тем лицом, в отношении которого должна быть совершена запись акта гражданского состояния);
- для регистрации акта гражданского состояния представлены документы, которые не соответствуют требованиям закона и иным нормативно-правовым актам.
В удостоверение государственной регистрации заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния на бланке установленной формы по каждому виду актовой записи. Свидетельство подписывается руководителем органа ЗАГСа и скрепляется печатью органа ЗАГСа.
В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния гражданину по его заявлению должно быть выдано повторное свидетельство, которое составляется на основании записи акта гражданского состояния, находящейся на хранении в органе ЗАГСа или в архиве. Повторные свидетельства выдаются, как правило, тем гражданам, в отношении которых была составлена актовая запись.
Повторные свидетельства о рождении несовершеннолетних детей выдаются их родителям или лицам, их заменяющим. Повторные свидетельства о смерти гражданина выдаются родственникам умершего или другим заинтересованным лицам. Повторные свидетельства выдаются также лицам, имеющим нотариально удостоверенную доверенность.
Лицу, обратившемуся лично в орган ЗАГСа, повторное свидетельство выдается в день обращения. При письменном запросе повторное свидетельство высылается заявителю по указанному адресу.
Орган ЗАГСа не вправе выдавать повторное свидетельство о заключении брака, если этот брак расторгнут или признан судом недействительным, а также повторное свидетельство о рождении ребенка его родителям, если они лишены родительских прав. По просьбе указанных лиц им выдается справка установленного образца, подтверждающая факт государственной регистрации заключения брака или рождения ребенка.
Регистрации актов гражданского состояния, как правило, придается необратимый характер. Это означает, что при возникновении ошибок в записях или необходимости их изменений органы ЗАГСа вправе внести исправления лишь при наличии оснований, предусмотренных законом, и отсутствием спора между заинтересованными лицами. Если возникает спор, то его разрешает суд. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния также является прерогативой суда.
Отказ органа ЗАГСа в изменении или исправлении актовой записи может быть обжалован в суд по месту жительства заявителя и рассмотрен им в порядке особого производства, а при наличии спора гражданско-правового характера - в порядке искового производства.
На основании решения суда, вступившего в законную силу, орган ЗАГСа обязан внести изменения или исправления в соответствующую актовую запись.
За государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, установления отцовства, за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, за выдачу справок из архивов органов загса о наличии записей о государственной регистрации актов гражданского состояния взимается государственная пошлина в размере, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон строго регламентирует вопрос исполнения органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Так, в случае ненадлежащего осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные полномочия могут быть временно изъяты и переданы уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Дополнительной гарантией для защиты прав и законных интересов граждан при государственной регистрации актов гражданского состояния является предоставленное Федеральным законом право обжаловать необоснованный отказ органа ЗАГСа в регистрации какого-либо акта гражданского состояния не только в вышестоящем органе ЗАГСа или в суде, но и в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Таким образом, с регистрацией актов гражданского состояния закон связывает возникновение, изменение и прекращение не только семейных, но и иных прав и обязанностей граждан, определение их правового статуса. Поэтому важно, чтобы эта работа осуществлялась в рамках закона, с соблюдением прав и законных интересов граждан.
По вопросам, касающимся государственной регистрации актов гражданского состояния, можно обращаться в Управление ЗАГС по Рязанской области по тел (4912) 21-76-10, 27-45-75, а также в отдел контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, д. 18.

Главный специалист отдела контроля
и надзора в сфере адвокатуры и
нотариата, государственной регистрации
актов гражданского состояния
В.В.КАЙДАУЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru