Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 24.05.2006 № А54-1684/2006-С4
<ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ (ЛИЦЕНЗИИ), ЕСЛИ ТАКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ (ТАКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ) ОБЯЗАТЕЛЬНО (ОБЯЗАТЕЛЬНА), ПРЕДУСМОТРЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ВИДЕ НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФА С КОНФИСКАЦИЕЙ ИЗГОТОВЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, ОРУДИЙ ПРОИЗВОДСТВА И СЫРЬЯ ИЛИ БЕЗ ТАКОВОЙ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 09.10.2006 № А54-1684/2006-С4 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 03.07.2006 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2006 г. № А54-1684/2006-С4

(Извлечение)

Отдел государственного пожарного надзора Касимовского района Главного управления МЧС России по Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя А., зарегистрированной по адресу: Рязанская область, г. Касимов, к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения поддержал, изложив обстоятельства совершения предпринимателем административного правонарушения.
В представленном в материалы дела отзыве на заявление предприниматель А. заявленное требование не признала, ссылаясь на то, что на АЗС не осуществляется ни производство, ни хранение, ни переработка легковоспламеняющихся веществ. Поэтому, по мнению предпринимателя, данный объект не отвечает требованиям, которыми характеризуется пожароопасный производственный объект, в связи с чем при осуществлении розничной торговли горюче-смазочными материалами через АЗС не требуется лицензия на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.
Предприниматель А. указала на отсутствие оснований для привлечения ее к административной ответственности, поскольку Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" автозаправочные станции не отнесены к опасным производственным объектам.
Кроме того, предприниматель А. указала на то, что Руководящим документом РД 153-39.2-080-01 "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций" (принят приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, с изменениями от 17.06.2003) не установлена обязанность получения лицензии на эксплуатацию пожароопасного объекта.
Лицо, привлекаемое к ответственности, в судебное заседание не явилось. В соответствии со ст. 156, 205 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, извещенного о времени и месте разбирательства дела в порядке ст. 121 - 123 АПК РФ, и при наличии заявления лица, привлекаемого к ответственности, о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что 31.03.2006 государственным инспектором Касимовского района по пожарному надзору Р. на основании распоряжения начальника Отдела государственного пожарного надзора Касимовского района от 30.03.2006 № 57 была проведена проверка соблюдения предпринимателем А. при эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС) по адресу: Рязанская область, Касимовский район, вблизи северной окраины г. Касимова в 300 м от автодороги Касимов - Нижний Новгород, требований ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 № 595 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов".
Результаты проверки оформлены актом проверки, составленным проверяющим должностным лицом заявителя 31.03.2006, которым установлено, что предпринимателем А. при осуществлении предпринимательской деятельности используются легковоспламеняющиеся горючие жидкости, а именно: осуществляется розничная торговля горюче-смазочными материалами (бензинами автомобильными и топливом дизельным) через АЗС по адресу: Рязанская область, Касимовский район, вблизи северной окраины г. Касимова в 300 м от автодороги Касимов - Нижний Новгород, т.е. осуществляется эксплуатация пожароопасного производственного объекта при отсутствии лицензии на данный вид деятельности.
31.03.2006 главным государственным инспектором Касимовского района по пожарному надзору Ч. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По окончании административного расследования 05.04.2006 главным государственным инспектором Касимовского района по пожарному надзору Ч. составлен протокол об административном правонарушении № 56, которым предпринимателю А. вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Полномочия государственного инспектора Касимовского района по пожарному надзору по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, установлены ч. 3 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Приказом МЧС России от 06.02.2006 № 68.
Оценив представленные доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд пришел к выводу, что к предпринимателю А. подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом суд исходил из следующего.
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Указанной нормой для должностных лиц размер штрафа установлен в пределах от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 № 595).
В соответствии с пп. "а" п. 1 указанного Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 № 637, деятельность по хранению нефтепродуктов включает в себя налив, хранение, слив нефтепродуктов, а также внутрискладские операции по их перемещению, приемке, закачке и отбору и т.п.
Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго от 01.08.2001 № 229, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения, выдачи (отпуска) и учета количества автомобильного топлива.
Хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации.
Из материалов дела судом установлено, что предприниматель А. осуществляет прием, хранение, выдачу (отпуск) и учет количества горюче-смазочных материалов (бензинов автомобильных и топлива дизельного, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями согласно справочнику "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения" (1990 г.)), то есть пожароопасную деятельность по хранению продуктов переработки нефти в целях их дальнейшей реализации без соответствующей лицензии.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд пришел к выводу о том, что в действиях предпринимателя А. имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод предпринимателя А. об отсутствии оснований для привлечения к ответственности в связи с тем, что Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденными Приказом Минэнерго от 01.08.2001 № 229, не установлена обязанность получения лицензии на эксплуатацию пожароопасного объекта, судом оценен и признан несостоятельным по следующим основаниям.
Из нормативных положений ст. 23, 49 Гражданского кодекса РФ следует, что перечень видов деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии, определяется только законом.
Руководящий документ РД 153-39.2-080-01 "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций" (принят приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, с изменениями от 17.06.2003) не является законом, а представляет собой ведомственный нормативный акт, поэтому им не может устанавливаться обязанность получения лицензии на осуществление каких-либо видов деятельности либо устанавливаться отсутствие такой обязанности.
Ссылка предпринимателя А. на отсутствие оснований для привлечения к ответственности в связи с тем, что Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" автозаправочные станции не отнесены к опасным производственным объектам, является несостоятельной, поскольку обязательность лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, к каковым относятся автозаправочные станции, установлена Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а не законом, на который указывает предприниматель.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд считает обоснованным заявление Отдела государственного пожарного надзора Касимовского района Главного управления МЧС России по Рязанской области о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 167, 176, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Привлечь индивидуального предпринимателя А., родившуюся 14.05.1972, зарегистрированную в качестве предпринимателя администрацией муниципального образования г. Касимов Рязанской области 04.04.2000 (Свидетельство от 04.04.2000 № 2418), проживающую по адресу: Рязанская область, г. Касимов, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 4000 руб.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru