Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 12.05.2006 № А54-770/2006-С8
<СУММА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ ПО ПИСЬМЕННОМУ ЗАЯВЛЕНИЮ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА. В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НЕДОИМКИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ ИЛИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ, НАЧИСЛЕННЫМ ТОМУ ЖЕ БЮДЖЕТУ (ВНЕБЮДЖЕТНОМУ ФОНДУ), ВОЗВРАТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ СУММЫ ПРОИЗВОДИТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАЧЕТА УКАЗАННОЙ СУММЫ В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ НЕДОИМКИ (ЗАДОЛЖЕННОСТИ)>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2006 г. № А54-770/2006-С8

(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Рязанская ГРЭС" Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ № 7 по Рязанской области о признании незаконным отказа налогового органа в возврате обществу процентов, излишне уплаченных на сумму реструктуризированной задолженности по дополнительным платежам в размере 18091132 руб., и об обязании налогового органа возвратить обществу излишне уплаченные проценты в сумме 18091132 руб.
Представитель общества заявленные требования поддержал, в обоснование иска указывал, что им были уплачены проценты, начисленные на дополнительные платежи, в сумме 18091132 руб. Начисление соответствующих процентов инспекцией произведено неправомерно, поскольку дополнительные платежи по своей природе являются не налогом, а начисленными на него процентами, что исключает начисление на них процентов повторно. В связи с чем налоговый орган в силу ст. 78 НК РФ обязан возвратить обществу проценты в размере 18091132 руб. (уточнения от 21.03.2006).
Представитель налогового органа требование заявителя отклонила. Указала, что задолженность по налогам и сборам у общества отсутствует. Считает, что сумма процентов не подлежит возврату из бюджета, излишне уплаченные проценты у общества отсутствуют.
Из материалов дела судом установлено, что Комиссией инспекции МНС РФ по Пронскому району (правопреемник - Межрайонная ИФНС России № 7 по Рязанской области) по реструктуризации задолженности юридических лиц на основании Постановления Правительства РФ от 20.10.2001 № 744 принято решение № 10 от 30.11.2001 о реструктуризации задолженности ОАО "Рязанская ГРЭС" по обязательным платежам на общую сумму 1632182,256 тыс. руб. с равномерной уплатой задолженности по налогам и сборам с 1 квартала 2001 г. в течение 6 лет, по пеням и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам, в том числе недоимки по налогам и сборам 685690,664 тыс. руб., по пеням и штрафам - 946491,592 тыс. руб.
31 декабря 2002 г. налоговым органом принято дополнение к решению № 10 от 30.11.2001, согласно которому из основного графика погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам исключена сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль - 101076496 руб., в том числе федеральный бюджет - 36055299 руб., областной бюджет - 56705920,15 руб., районный бюджет - 8315276,85 руб., и включена в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам сумма 101076496 руб., в том числе федеральный бюджет - 36055299 руб., областной бюджет - 56705920,15 руб., районный бюджет - 8315276,85 руб., с учетом равномерного распределения на оставшиеся с момента вынесения решения о реструктуризации задолженности кварталы, начиная с I квартала 2003 г.
На основании п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002, обществом были начислены проценты за пользование бюджетными средствами по дополнительным платежам на сумму 18086654 руб. Соответствующие расчеты были представлены в налоговый орган для согласования.
Обществом согласно платежным поручениям проценты на дополнительные платежи уплачены в сумме 18091132 руб.
Однако общество посчитало, что суммы процентов уплачены ошибочно, и обратилось в налоговый орган с заявлением от 21.12.2005 № 12-32-4735 о возврате процентов по дополнительным платежам в сумме 18091132 руб.
Письмом от 19.01.2006 № 09-53/384 инспекция отказала обществу в возврате процентов в сумме 18091132 руб., мотивируя отказ тем, что суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль исключены из графиков погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам и включены в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам, а также сославшись на то, что наличия переплаты по процентам за пользование бюджетными средствами нет.
Не согласившись с отказом налогового органа произвести возврат процентов, начисленных на дополнительные платежи, в сумме 18091132 руб., выраженным в письме № 09-53/384 от 19.01.2006, ОАО "Рязанская ГРЭС" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и налогового органа, Арбитражный суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Общие условия установления налогов и сборов определены в статье 17 НК РФ, в соответствии с которой налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Исходя из статьи 18 НК РФ, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами, могут быть определены специальные налоговые режимы - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
Статьей 8 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Федерального закона от 25.04.1995 № 64-ФЗ) установлено, что предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога, которые производятся не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Исчисление налога на прибыль производится на основании фактически полученной прибыли. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в истекшем квартале. При этом к налогу относится только разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший период. Дополнительный же платеж представляет собой произведение указанной разницы на ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшую в истекшем квартале.
Из анализа указанных норм и в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 № 225-О следует, что дополнительному платежу присущи признаки кредита, что существенно отличает его от налога.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации, из пункта 1 которого следует, что реструктуризации подлежит задолженность по обязательным платежам в бюджет, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на ее реструктуризацию.
Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или это задолженность по пеням и штрафам.
При этом, как установлено судом и не оспаривается сторонами, спорная сумма процентов была начислена на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, исключенных из графиков погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам и включенных в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам (дополнение от 31.12.2002 к решению № 10 от 30.11.2001).
Дополнительные платежи по налогу на прибыль представляют собой проценты, начисленные по учетной ставке Центрального банка Российской Федерации на сумму доплат по налогу на прибыль. Поэтому при включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на эти дополнительные платежи начисляются проценты в соответствии с пунктом 4 Порядка рефинансирования задолженности, согласно которому с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу названного Порядка, в результате чего они увеличиваются за счет повторного начисления процентов. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 № 15242/04.
Таким образом, инспекция не вправе была вносить изменения в ранее принятое ею решение о предоставлении ОАО "Рязанская ГРЭС" права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, корректировать график погашения реструктурированной задолженности общества и начислять проценты на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Фактически ОАО "Рязанская ГРЭС" проценты уплачены в сумме 18091132 руб. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
На основании п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8 статьи 78 Кодекса).
ОАО "Рязанская ГРЭС" обратилось в налоговый орган с заявлением от 21.12.2005 № 12-32-4735 о возврате процентов по дополнительным платежам в сумме 18091132 руб.
Как установлено судом и свидетельствуют материалы дела, уплата процентов обществом была осуществлена в период с 17.03.2003 по 28.09.2005. С заявлением о возврате суммы уплаченных процентов общество обратилось в инспекцию 21.12.2005, следовательно, трехлетний срок, установленный для подачи заявления о возврате, им не пропущен. Обстоятельств, препятствующих возврату излишне уплаченных сумм процентов, налоговый орган не указал.
Факт отсутствия недоимки по уплате налогов и сборов, а также пени подтверждается актом сверки расчетов от 27.04.2006 № 1149.
Таким образом, у Межрайонной инспекции ФНС № 7 по Рязанской области не имелось правовых оснований для отказа ОАО "Рязанская ГРЭС" в возврате излишне уплаченных процентов, начисленных на реструктуризированную задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль, в сумме 18091132 руб.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
С учетом изложенного суд считает, что отказ Межрайонной инспекции ФНС № 7 по Рязанской области возвратить ОАО "Рязанская ГРЭС" проценты, излишне уплаченные на сумму реструктуризированной задолженности по дополнительным платежам в размере 18091132 руб., выраженный в письме от 19.01.2006 № 09-53/384, проверенный на соответствие требованиям Налогового кодекса РФ, подлежит признанию незаконным. В связи с чем подлежат удовлетворению и требования ОАО "Рязанская ГРЭС" об обязании Межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области возвратить обществу излишне уплаченные проценты по реструктуризированной задолженности по дополнительным платежам в размере 18091132 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на ответчика, однако взысканию не подлежат, поскольку налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции ФНС № 7 по Рязанской области возвратить открытому акционерному обществу "Рязанская ГРЭС" (Рязанская область, основной государственный регистрационный номер 1026200620600) проценты, излишне уплаченные на сумму реструктуризированной задолженности по дополнительным платежам в размере 18091132 руб., выраженный в письме от 19.01.2006 № 09-53/384, как не соответствующий требованиям Налогового кодекса РФ.
2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС № 7 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Рязанская ГРЭС" (Рязанская область, основной государственный регистрационный номер 1026200620600) путем возврата обществу излишне уплаченных процентов по дополнительным платежам в размере 18091132 руб., в том числе из федерального бюджета - 6453910 руб.; из областного бюджета - 10152589 руб.; из местного бюджета - 1484633 руб.
3. Возвратить открытому акционерному обществу "Рязанская ГРЭС", расположенному по адресу: Рязанская область, основной государственный регистрационный номер 1026200620600, из федерального бюджета сумму государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям от 30.01.2006 № 271, от 26.02.2006 № 556, от 10.03.2006 № 820 в общем размере 102000 руб.
4. На решение может быть подана жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru