Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 11.05.2006 № А54-1842/2006-С21
<СУД ОТКАЗАЛ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИВЛЕЧЕНИИ ИСТЦА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ, ТАК КАК КАКИХ-ЛИБО НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ООО К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДОМ ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕЛА НЕ УСТАНОВЛЕНО, НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ НАЛОЖЕН ШТРАФ В МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ, ЧТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ФАКТИЧЕСКИ УЧТЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, СМЯГЧАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2006 г. № А54-1842/2006-С21

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Светлана" Рязанской области (далее - ООО "Светлана") обратилось в суд с заявлением об отмене Постановления Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 04-11/100 от 17.04.2006.
Представитель общества в судебное заседание не явился. В жалобе заявитель указал на следующие обстоятельства: отсутствие у должностных лиц налогового органа полномочий на составление протокола; превышение полномочий заместителя руководителя налогового органа при вынесении оспариваемого постановления.
Представитель инспекции возражает в отношении заявленных требований, доводы изложены в отзыве; в судебном заседании пояснил, что на момент проверки необходимые документы у общества отсутствовали.
Из представленных материалов следует: 3 апреля 2006 г. старшим госналогинспектором МИФНС России № 9 по Рязанской области П., начальником отдела оперативного контроля К., ст. госналогинспектором Я. в присутствии продавца М., на основании поручения № 04-17/12 от 03.04.2006 была проведена проверка магазина ООО "Светлана", расположенного по адресу: г. Спас-Клепики. По результатам проверки составлен акт № 13-08/000021 от 03.04.2006, который подписан проверяющими и продавцом М., вручен продавцу М. под роспись. В ходе проверки установлено, что в магазине "Светлана", принадлежащем ООО "Светлана", на витрину для реализации выставлена алкогольная продукция: водка емк. 0,35 л, алк. 40%, производитель - Московский коньячный завод "КИН", - "Матрешкина клюквенная", "Матрешкина медовая" (дата розлива - 18.02.2004) и "Матрешкина люкс" (дата розлива - 19.12.2003); вино сухое белое натуральное виноградное "Сепаж Мелон" для устриц и омаров, емк. 0,75 л, производитель "Виниваль", акц. марка ББ 006080И, алк. 11.5 - 13,5% - документы на момент проверки не представлены. Также на момент проверки предоставлена лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, в которой указанный юридический адрес (Клепиковский район, с. Екшур) не соответствует фактическому адресу: г. Спас-Клепики.
10 апреля 2006 г. в присутствии законного представителя ООО "Светлана" М. был составлен протокол об административном правонарушении № 04-11/112. В объяснениях в протоколе об административном правонарушении № 04-11/112 от 10.04.2006 представитель М. пояснила, что на момент составления протокола представлены все необходимые документы; внесены изменения юридического адреса в лицензию. По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области М. вынесено Постановление № 04-11/100 по делу об административном правонарушении от 17.04.2006, согласно которому на ООО "Светлана" наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда в сумме 30000 руб. по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с Постановлением Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Рязанской области № 04-11/100 от 17.04.2006, ООО "Светлана" обратилось в Арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Изучив материалы дела и заслушав доводы налоговой инспекции, Арбитражный суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Общество с ограниченной ответственностью "Светлана" зарегистрировано администрацией муниципального образования - Клепиковский район Рязанской области 21.12.2000, регистрационный номер 490/00, основной государственный регистрационный номер 1026200558229.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлен запрет на оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота и сертификата соответствия.
Согласно п. 1 ст. 10.2 ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). В силу п. 2 данной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3).
Согласно пункту 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товара, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвоздмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждена форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации", п. 1 ст. 10.2 ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара; при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара; при реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже товара копией справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенной оригиналом оттиска его печати, в которой дополнительно указывается местонахождение этой торговой точки; контроль наличия у торговых организаций и индивидуальных предпринимателей справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, ее копии и соответствия реализуемого товара указанным в справке сведениям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами.
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. При назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значения для правильного рассмотрения дела.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт отсутствия в магазине ООО "Светлана" в момент проверки необходимых товарно-транспортных документов и сертификата соответствия на реализуемую алкогольную продукцию подтвержден материалами дела и не опровергнут заявителем. Непредставление документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, непосредственно в торговой точке по первому требованию покупателя или проверяющих образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Последующее представление документов не освобождает лицо от административной ответственности за совершение данного правонарушения.
В рамках настоящего дела вина общества заключается в том, что оно не обеспечило соблюдение его работником требований Закона и Правил. Вменяемое в вину обществу правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также правила разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Согласно ст. 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 ст. 14.16, рассматриваются органами, осуществляющими государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. К указанным органам относятся и налоговые органы.
Согласно пункту 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Согласно пункту 2 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 утверждено Положение о федеральной налоговой службе, определением основных функций и полномочий. Пунктом 5.1.4 Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Довод ООО "Светлана" о превышении полномочий при вынесении оспариваемого постановления не принимается судом по следующим основаниям. Руководитель МИФНС России № 9 по Рязанской области Г. в момент рассмотрения материалов об административном правонарушении отсутствовала на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности (листок нетрудоспособности с 12.04.2006 по 21.04.2006). Согласно Приложению № 1 к Приказу руководителя МИФНС № 9 по Рязанской области № 01-08/13 от 26.04.2005 в случае временного отсутствия руководителя инспекции ее обязанности исполняет заместитель руководителя М. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 23.50 КоАП РФ заместители руководителя инспекции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, также вправе рассматривать дела, предусмотренные п. 1 ст. 23.50 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения ООО "Светлана" к административной ответственности судом по материалам дела не установлено. Налоговым органом наложен штраф в минимальном размере - 30000 руб., что свидетельствует о фактически учтенных обстоятельствах, смягчающих ответственность.
При таких обстоятельствах, учитывая доказанность события административного правонарушения и вины общества в его совершении, суд считает необходимым отказать ООО "Светлана" в удовлетворении заявленных им требований.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (ч. 4 ст. 208 АПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.1, 3.1, 4.1, 4.2, ч. 3 ст. 14.16, ст. 23.50, 26.11, 28.1, 28.2, 28.3, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 167 - 170, 176, 181, 207, 208, 210, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Светлана", расположенного по адресу: Рязанская область, зарегистрированного администрацией муниципального образования - Клепиковский район Рязанской области 21.12.2000, регистрационный номер 490/00, основной государственный регистрационный номер 1026200558229, об отмене Постановления Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области № 04-11/100 от 17.04.2006 о привлечении ООО "Светлана" к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30000 руб., отказать полностью.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня принятия решения. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru