Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 20.04.2006 № А54-1002/2006-С4
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ИСК О ПРИЗНАНИИ РЕШЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗМЕЩЕНИИ СУММ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, ТАК КАК НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ НЕ ПРИВЕДЕНЫ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ БЫ РЕГУЛИРОВАЛИ СПОРНЫЙ ВОПРОС В СЛУЧАЕ ПОСТАВКИ ТОВАРА САМОВЫВОЗОМ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕ ПОСТАВКИ УКАЗАННЫМ СПОСОБОМ НЕ ЗАПРЕЩЕНО ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПОСТАВКУ ТОВАРА ПУТЕМ САМОВЫВОЗА В КАЧЕСТВЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ПРИМЕНЕНИИ СТАВКИ 0% И В ВОЗМЕЩЕНИИ НДС>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 04.09.2006 № А54-1002/2006-С4 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2006 г. № А54-1002/2006-С4

(Извлечение)

ОАО "Научно-исследовательский институт газоразрядных приборов "Плазма" просит признать недействительным решение налоговой инспекции от 22.11.2005 № 10-10/874 об отказе (частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, в части отказа в возмещении НДС в сумме 69458 руб., ранее уплаченного с авансов и предоплаты, засчитываемой в налоговом периоде при реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена.
Согласно уточнению требований заявитель просит признать решение налоговой инспекции недействительным в части п. 2 о признании необоснованным применения ОАО "Плазма" налоговой ставки 0% по операциям по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме в сумме 455336 руб.,
в части п. 4 об отказе в возмещении суммы НДС 69458 руб., ранее уплаченной с авансов и предоплаты, засчитываемой в налоговом периоде при реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым подтверждена.
Налоговая инспекция требование не признает.
Из материалов дела судом установлено: 22.08.2005 Обществом "Плазма" представлена налоговому органу декларация за июль 2005 г. по НДС, в которой по строке 040 (реализация в Республику Беларусь) заявлена сумма налоговой базы 455336 руб., по операциям по реализации товаров, применение налоговой ставки 0% по которым подтверждено.
По строке 190 заявлена сумма налога к вычету 69457 руб., как уплаченная при приобретении товаров, использованных при производстве товаров, реализованных на экспорт в Республику Беларусь.
В уточненной декларации от 14.09.2005 сумма НДС 69457 руб. указана по строке 300 как сумма налога, уплаченная с авансов и предоплаты, в отношении товаров, реализованных в Республику Беларусь.
Поскольку пунктом 4 оспариваемого решения отказано в возмещении суммы НДС 69457 руб., ранее уплаченной с авансов и предоплаты, суд пришел к выводу, что предметом камеральной проверки являлись и первоначальная, и уточненная декларации.
По результатам проверки деклараций, документов, представленных для подтверждения права на применение ставки 0%, права на налоговый вычет, налоговый орган пришел к выводу, что ОАО "Плазма" в мае - июне 2005 г. произвело поставку на экспорт продукции собственного производства, в том числе фильтров защитных по контракту № 3344 от 06.05.2005, заключенному с РУП КБ "Дисплей" (Республика Беларусь) (FCA г. Рязань), опытных образцов лазера по контракту № 3329 от 29.03.2005, заключенному с УП "Белмикросистемы" (Республика Беларусь) (EXW г. Рязань).
В нарушение п. 2 раздела II Положения о взимании косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в пакете документов налогоплательщиком не представлены копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара на сумму 455336 руб. по договорам № 33434, № 3329.
В связи с непредставлением указанных документов налоговый орган пришел к выводу о завышении налогоплательщиком налоговой базы по ставке 0% на 455336 руб., суммы НДС, подлежащей возмещению, на 69458 руб.
На основании изложенного налоговым органом принято оспариваемое решение, согласно которому (п. 2) применение ОАО "Плазма" налоговой ставки 0% по операциям при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в сумме 455336 руб. признано необоснованным, пунктом 4 решения предусмотрено отказать ОАО "Плазма" в возмещении суммы НДС 69458 руб., ранее уплаченной с авансов и предоплаты, засчитываемой в налоговом периоде при реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым подтверждена.
Оспаривая решение в указанной части, Общество ссылается на то, что в соответствии с условиями договоров № 3344 от 06.05.2005, № 3329 от 29.03.2005 поставка осуществлялась самовывозом. Перевозка продукции Обществом "Плазма" не производилась и организация не заключала договоры перевозки грузов со сторонними организациями.
Упомянутое ранее Положение не содержит перечня конкретных транспортных (товаросопроводительных) документов, в связи с этим налогоплательщик вправе представить любой стандартный транспортный (товаросопроводительный) документ.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" и альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным Постановлением Государственного комитета по статистике от 25.12.1998 № 132, Обществом представлена налоговому органу товарная накладная по форме ТОРГ-12, которая при условии поставки товаров самовывозом является для покупателя товаросопроводительным документом и основанием для оприходования этих товаров.
Для подтверждения права на применение ставки 0% и налоговый вычет представлены все документы, предусмотренные указанным Положением, в связи с этим налогоплательщик считает решение налогового органа в оспариваемой части незаконным.
В своем дополнении заявитель указал на то, что продукция, поставленная по спорным договорам, характеризуется большой степенью чувствительности к воздействию нежелательных внешних факторов (удар, тряска и т.д.), имеет небольшие габариты, передача продукции представителям покупателя производилась на территории ОАО "Плазма" на основании доверенностей, дальше транспортировка продукции производилась в виде ручной клади.
Заявитель указывает на то, что факт ввоза товара и уплаты косвенных налогов на территории Республики Беларусь подтверждается заявлением о ввозе товаров, в связи с этим у Общества возникло право на применение ставки 0% и налоговый вычет.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
Пунктом 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено применение ставки 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок. Пунктом 6 ст. 172 предусмотрено, что в указанном случае вычет производится после даты реализации соответствующих товаров.
В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ, подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.
Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Федеральным законом от 28.12.2004 № 181-ФЗ ратифицировано Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Согласно ст. 2 Соглашения при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.
В целях контроля за уплатой косвенных налогов в соответствии со ст. 4 Соглашения налоговые органы государств Сторон обмениваются информацией о суммах косвенных, уплаченных в бюджеты государств Сторон.
Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Пунктом 1 раздела II Положения предусмотрено, что при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость, при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела.
Налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств Сторон в отношении товаров, вывозимых с территории государств Сторон в таможенном режиме экспорта.
Пунктом 2 раздела II предусмотрено представление одновременно с налоговой декларацией следующих документов для обоснования применения нулевой ставки:
- договоров (их копий), на основании которых осуществляется реализация товаров;
- выписок банка (копий выписок), подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;
- третьего экземпляра заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме;
- копий транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
- иных документов, предусмотренных национальным законодательством государств Сторон.
Согласно п. 4 раздела II налоговый орган производит проверку обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела, налоговые органы вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, при наличии в налоговых органах государства одной Стороны подтверждения в электронном виде от налоговых органов государства другой Стороны факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов).
Из изложенного следует, что Положением предусмотрен перечень документов, предоставление которых необходимо для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% и на налоговый вычет, одновременно предусмотрен порядок решения данных вопросов при непредставлении необходимых документов, в этом случае налоговый вправе принять положительное решение, но при наличии подтверждения в электронном виде от налоговых органов государства другой страны.
Из представленных в дело документов следует, что налогоплательщиком представлены налоговому органу договоры, в соответствии с которыми произведена поставка товара в Республику Беларусь, № 3344 от 06.05.2005, № 3329 от 29.03.2005, представлены платежные поручения об оплате товара от 08.06.2005 № 337, от 12.04.2005 № 182, выписки банка о фактическом поступлении денежных средств, заявления № 32 от 20.07.2005, № 18 от 27.07.2005 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, подтвержденные налоговым органом Республики Беларусь.
По указанным документам у налогового органа замечаний нет.
Заявления № 32, № 18 содержат сведения о документах, послуживших основанием для оприходования товаров покупателем, это счета-фактуры № 1326 от 14.06.2006, № 1092 от 18.05.2005, товарные накладные № 636 от 14.06.2005, № 517 от 18.05.2005, которые также представлены налоговому органу.
Налоговый орган считает, что представленные товарные накладные не заменяют товаросопроводительных документов, поэтому Обществом неправомерно применена ставка 0% и заявлен налоговый вычет.
В соответствии с Постановлением Госкомстата от 25.12.1998 № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" товарная накладная формы ТОРГ-12" применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.
Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Из обстоятельств, установленных по настоящему делу, следует, что налогоплательщик объективно не имел возможности оформить и представить транспортную накладную, так как по условиям договоров (пункты 2.1, 3.1) поставка осуществлялась самовывозом, поскольку Общество не выполняло работ по перевозке товара, первичным документом для него является товарная накладная.
Налоговым органом не приведены положения законодательства, которые бы регулировали спорный вопрос в случае поставки товара самовывозом, осуществление же поставки указанным способом не запрещено гражданским законодательством, налоговое законодательство не предусматривает поставку товара путем самовывоза в качестве основания для отказа в применении ставки 0% и в возмещении НДС.
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ, устанавливающей основные начала законодательства о налогах и сборах, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В Постановлении от 14.07.2003 № 12-П Конституционный Суд РФ указал (п. 1.2), в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей, включая и налоговые органы (п. 2.2).
Из представленных в дело документов, в частности третьих экземпляров заявлений о ввозе товара и уплате косвенных налогов, следует, что товар ввезен на территорию Республики Беларусь, оприходован покупателем, НДС уплачен.
Налоговым органом не оспорен факт экспорта товара, кроме этого налоговый орган не воспользовался своим правом получить подтверждение в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме. Следует указать также, что налоговым органом не приведены доводы и не представлены доказательства, свидетельствующие о недобросовестности налогоплательщика.
Из изложенного следует, что налогоплательщиком подтвержден факт экспорта товара. Налоговый вычет в виде сумм налога, уплаченного с авансов, заявлен после отгрузки товара, уплата налога с авансов в апреле и июне 2005 г. подтверждена письмами от 20.05.2005 № 10-137, от 20.07.2005 № 10-198, декларациями за апрель, июнь 2005 г., в качестве основания для отказа в возмещении НДС неуплата налога с полученных авансов в оспариваемом решении не указана.
На основании установленных обстоятельств суд пришел к выводу, что Обществом "Плазма" надлежащим образом, в установленном законом порядке подтверждено право на применение налоговой ставки 0% и налоговый вычет в сумме уплаченного с авансов и предоплаты НДС.
В связи с этим решение налоговой инспекции в оспариваемой части подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь ст. 110, 169,170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Межрайонной ИФНС № 3 по Рязанской области от 22.11.2005 № 10-10/874 об отказе ОАО "Плазма" в возмещении НДС, проверенное в части пунктов 2, 4 на соответствие Налоговому кодексу РФ, Соглашению от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, признать недействительным.
Межрайонной ИФНС № 3 по Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Плазма".
2. Возвратить ОАО "Плазма" из дохода федерального бюджета РФ госпошлину 2000 руб., уплаченную платежным поручением № 460 от 14.02.2006.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в течение одного месяца со дня изготовления полного текста.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru