Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 31.03.2006 № А54-1237/2006-С11
<СУД ПРИЗНАЛ НЕЗАКОННЫМ И ОТМЕНИЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА, ТАК КАК ОСМОТР ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ЗАЯВИТЕЛЮ ТОРГОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИЛСЯ В МОМЕНТ ПРОВЕРКИ БЕЗ УЧАСТИЯ ПОНЯТЫХ, ПРОТОКОЛ ОСМОТРА ПОМЕЩЕНИЯ И ДОКУМЕНТОВ НЕ СОСТАВЛЯЛСЯ, ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ СОСТАВЛЕН БЕЗ УЧАСТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЛИБО ЕГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2006 г. № А54-1237/2006-С11

(Извлечение)

Предприниматель Л., проживающий по адресу: Рязанская область, обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Россельхознадзора Рязанской области от 26.02.2006 № 289 о наложении административного штрафа.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленное требование, указав на то, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением установленных норм, поскольку заявитель не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составлялся в отсутствие предпринимателя, копия протокола заявителю не вручалась. Кроме этого заявитель указал, что административным органом нарушено требование Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ, поскольку проверка проводилась плановая и до истечения трех лет с момента регистрации заявителя в качестве предпринимателя.
Представитель Управления Россельхознадзора по Рязанской области заявленное требование не признал, ссылаясь на его необоснованность и на факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.8 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя и представителя Управления Россельхознадзора по Рязанской области, суд считает, что требование предпринимателя Л. подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что 21.02.2006 заместителем начальника отдела ветеринарного надзора К. и начальником отдела ВСЭ ГУ Захаровская райветстанция Х. в соответствии с распоряжением Управления Россельхознадзора по Рязанской области № 80 от 20.02.2006 была проведена проверка магазина, принадлежащего предпринимателю Л., расположенного по адресу: Рязанская область, по вопросу исполнения ветеринарно-санитарных требований и Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". По результатам проверки составлен акт № 50-б от 21.02.2006.
Проверкой установлено, что в проверяемом магазине находилась на реализации рыба свежемороженая в ассортименте (окунь, хек, терпуг, лимонелла, минтай, сельдь, сайра, мойва, путасу, сайда, камбала, горбуша, головы форели). При этом у предпринимателя Л. отсутствовало ветеринарное удостоверение, чем нарушена Инструкция о порядке выдачи ветеринарных регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору животноводческие грузы и объекты, утвержденная Главным госветинспектором РФ 21.11.1996. Кроме этого в ходе проверки было установлено, что у предпринимателя Л. не имеется ветеринарных свидетельств формы № 2 на рыбу, чем нарушены требования Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы, утвержденной Минсельхозпродом РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871.
На основании указанного акта заместителем начальника отдела ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской области К. в присутствии свидетеля Х. (она же проверяющий - сотрудник ГУ "Захаровская райветстанция") был составлен протокол от 21.02.2006 № 289 об административном правонарушении в области ветеринарии в отношении предпринимателя Л., в котором отражено допущенное указанным предпринимателем правонарушение - отсутствие ветеринарного свидетельства формы № 2 на свежемороженую рыбу. Протокол об административном правонарушении был составлен без участия предпринимателя Л. Доказательства вручения предпринимателю Л. либо его представителю копии протокола отсутствуют.
Письмом от 21.02.2006 Управление Россельхознадзора по Рязанской области сообщило, что предприниматель Л. приглашается в Управление 26.02.2006 к 14 часам для рассмотрения дела об административном правонарушении (без указания номера дела). Копия данного письма в адрес предпринимателя Л. не направлялась. Как указано в данном письме, копия письма получена П., должность которой не указана, подпись П. в получении письма отсутствует.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 21.02.2006 № 289 заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской области Ц. 26.02.2006 было принято Постановление по делу об административном правонарушении в области ветеринарии № 289, согласно которому предприниматель Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.8 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. Рассмотрение дела об административном правонарушении проводилось в отсутствие заявителя.
Не согласившись с данным постановлением, предприниматель Л. обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Рязанской области.
В соответствии с п. 2 - 4 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 31.12.2005) требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами.
Требования к безопасности в ветеринарном отношении определенных пищевых продуктов, безопасности в ветеринарном отношении условий их заготовки, изготовления и оборота устанавливаются соответствующими ветеринарными правилами и нормами.
Государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией и в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания.
Статьей 13 указанного закона установлено, что государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации, органами государственной хлебной инспекции Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного контроля торговли, качества товаров и услуг и защиты прав потребителей Российской Федерации, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.
Статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ установлены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках и указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
Согласно ст. 20 данного закона при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Пунктом 1 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871, предусмотрено, что настоящая инструкция разработана во исполнение Закона РФ "О ветеринарии", "Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.94 № 706, и является обязательной для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятыми содержанием, эксплуатацией, ловлей, добычей животных, птиц, рыб (других гидробионтов), пчел, а также производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов.
Пунктом 2 данной Инструкции установлено, что подконтрольные госветнадзору грузы (в дальнейшем "грузы") подлежат заготовке, транспортировке, переработке, хранению и реализации только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода и выдаваемых по формам согласно Приложениям № 1 - 9. Ветеринарными свидетельствами формы № 2 сопровождаются грузы, перечисленные в Приложении № 2.1, вывозимые за пределы района (города) при транспортировке по территории Российской Федерации и стран СНГ, в том числе и рыба.
Согласно приказу Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 21.08.1998 № 28 "О порядке оформления ветеринарных свидетельств на продовольственное сырье и пищевые продукты" в перечень продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, подлежащих сопровождению ветеринарным свидетельством формы № 2, входит также и рыба, в том числе живая, охлажденная, мороженая, соленая, пряная, морепродукты пищевые.
В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871, продукция без сопроводительных ветеринарных документов или сопровождаемая ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным в соответствии с требованием пункта 4.5, не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных документов или получения результатов лабораторных исследований, подтверждающих ее ветеринарно-санитарную безопасность.
Поскольку предприниматель Л. в принадлежащем ему магазине, расположенном по адресу: Рязанская область, осуществлял хранение и реализацию свежемороженой рыбы, то согласно п. 2 и 3 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871, Приказу Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 21.08.1998 № 28 "О порядке оформления ветеринарных свидетельств на продовольственное сырье и пищевые продукты", обязан был иметь ветеринарные свидетельства формы № 2 на указанную рыбную продукцию.
Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, влечет ответственность, предусмотренную ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При проведении проверки и рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением Россельхознадзора по Рязанской области нарушен ряд норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при привлечении заявителя к административной ответственности.
Так, согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного органа, факт совершения заявителем административного правонарушения был установлен при осмотре принадлежащего ему торгового помещения, установлении факта реализации продуктов животноводства (рыба свежемороженая). Однако в нарушение требований ст. 27.8 КоАП РФ, при проведении осмотра торгового помещения заявителя протокол осмотра помещения не составлялся, осмотр проводился без участия понятых.
Статьей 28.2 КоАП РФ установлены требования к порядку составления протокола об административном правонарушении и предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В нарушение данной нормы протокол об административном правонарушении № 289 от 21.02.2006 составлен в отсутствие предпринимателя Л., он не приглашался для составления протокола, ему не разъяснялись его права, не вручалась копия протокола.
Статьей 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что письмом без номера и даты предприниматель Л. приглашался 26.02.2006 к 14 часам в Управление Россельхознадзора по Рязанской области для рассмотрения дела об административном правонарушении (без указания номера дела). Однако данное письмо непосредственно предпринимателю не вручалось и не направлялось по его месту жительства. Как указано в письме, копия данного письма была вручена П. без указания должности данного лица и без ее подписи. Доказательств того, что П. являлась уполномоченным представителем заявителя Управлением Россельхознадзора по Рязанской области, суду не представлено.
Такое извещение предпринимателя Л. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не может рассматриваться надлежащим.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют вопросы, необходимые для рассмотрения дела, в том числе правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В нарушение указанных норм Управлением Россельхознадзора по Рязанской области не приняты меры по надлежащему извещению заявителя о времени и месте рассмотрения дела, не выяснены причины неявки заявителя для рассмотрения дела об административном правонарушении, Постановление № 289 о привлечении предпринимателя Л. к административной ответственности принималось 26.02.2006 в отсутствие предпринимателя, что нарушает его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 3 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Поскольку осмотр принадлежащего заявителю торгового помещения производился в момент проверки без участия понятых, протокол осмотра помещения и документов не составлялся, протокол об административном правонарушении составлен без участия предпринимателя Л. либо его уполномоченного представителя, то такие доказательства являются ненадлежащими и их использование по делу об административном правонарушении, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, недопустимо.
При принятии оспариваемого постановления Управлением Россельхознадзора по Рязанской области также не учтена норма ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, нарушение Управлением Россельхознадзора по Рязанской области процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, оспариваемое заявителем постановление является незаконным и подлежит отмене. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 210, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление Управления Россельхознадзора Рязанской области по делу об административном правонарушении в области ветеринарии от 26.02.2006 № 289 о привлечении предпринимателя Л. к административной ответственности, предусмотренной ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня принятия решения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru