Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 31.03.2006 № А54-1236/2006-С11
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО ОСМОТР ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ЗАЯВИТЕЛЮ ТОРГОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИЛСЯ В МОМЕНТ ПРОВЕРКИ БЕЗ УЧАСТИЯ ПОНЯТЫХ, ПРОТОКОЛ ОСМОТРА ПОМЕЩЕНИЯ И ДОКУМЕНТОВ НЕ СОСТАВЛЯЛСЯ, ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ СОСТАВЛЕН БЕЗ УЧАСТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЛИБО ЕГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ, СУД ПРИЗНАЛ НЕЗАКОННЫМ И ОТМЕНИЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2006 г. № А54-1236/2006-С11

(Извлечение)

Предприниматель Л., проживающий по адресу: Рязанская область, обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Россельхознадзора Рязанской области от 26.02.2006 № 284 о наложении административного штрафа.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленное требование, указав на то, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением установленных норм, поскольку заявитель не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составлялся в отсутствие предпринимателя, копия протокола заявителю не вручалась. Кроме этого заявитель указал, что административным органом нарушено требование Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ, поскольку проверка проводилась плановая и до истечения трех лет с момента регистрации заявителя в качестве предпринимателя.
Представитель Управления Россельхознадзора по Рязанской области заявленное требование не признал, ссылаясь на его необоснованность и на факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.6 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя и представителя Управления Россельхознадзора по Рязанской области, суд считает, что требование предпринимателя Л. подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что 21.02.2006 заместителем начальника отдела ветеринарного надзора К. и ветеринарным санитарным экспертом ГУ Захаровская райветстанция Б. в соответствии с распоряжением Управления Россельхознадзора по Рязанской области № 80 от 20.02.2006 была проведена проверка магазина, принадлежащего предпринимателю Л., расположенного по адресу: Рязанская область, по вопросу исполнения ветеринарно-санитарных требований и Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". По результатам проверки составлен акт № 50-Е от 21.02.2006.
Проверкой установлено, что в проверяемом магазине находилось на реализации яйцо куриное в количестве 60 штук, на коробке имелась этикетка без указания даты сортировки, происхождение - Смоленская область. При этом у предпринимателя Л. отсутствовало ветеринарное удостоверение, чем нарушена Инструкция о порядке выдачи ветеринарных регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору животноводческие грузы и объекты, утвержденная Главным госветинспектором РФ 21.11.1996. Кроме этого в ходе проверки было установлено, что у предпринимателя Л. не имеется ветеринарных сопроводительных документов на яйцо куриное - ветеринарного свидетельства Ф № 2, чем нарушены требования Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы, утвержденной Минсельхозпродом РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871.
На основании указанного акта заместителем начальника отдела ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской области К. в присутствии свидетеля Б. (она же проверяющий - сотрудник ГУ "Захаровская райветстанция") был составлен протокол от 21.02.2006 № 284 об административном правонарушении в области ветеринарии в отношении предпринимателя Л., в котором отражено допущенное указанным предпринимателем правонарушение - отсутствие ветеринарного удостоверения на право закупки, транспортировки, хранения и реализации продукции животноводства. Протокол об административном правонарушении был составлен без участия предпринимателя Л.
Письмом от 21.02.2006 Управление Россельхознадзора по Рязанской области сообщило, что предприниматель Л. приглашается в Управление 26.02.2006 к 14 часам для рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия данного письма в адрес предпринимателя Л. не направлялась. Как указано в данном письме, копия письма получена продавцом В., которая отказалась от подписи.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 21.02.2006 № 284 заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской области Ц. 26.02.2006 было принято Постановление по делу об административном правонарушении в области ветеринарии № 284, согласно которому предприниматель Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.6 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб. Рассмотрение дела об административном правонарушении проводилось в отсутствие заявителя.
Не согласившись с данным постановлением, предприниматель Л. обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Рязанской области.
В соответствии с п. 2 - 4 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 31.12.2005) требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами.
Требования к безопасности в ветеринарном отношении определенных пищевых продуктов, безопасности в ветеринарном отношении условий их заготовки, изготовления и оборота устанавливаются соответствующими ветеринарными правилами и нормами.
Государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией и в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания.
Статьей 13 указанного закона установлено, что государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации, органами государственной хлебной инспекции Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного контроля торговли, качества товаров и услуг и защиты прав потребителей Российской Федерации, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.
Статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ установлены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках и указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
Согласно ст. 20 данного закона при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Пунктом 1 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору животноводческие грузы и объекты, утвержденной Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 21.11.1996, предусмотрено, что настоящая инструкция разработана во исполнение Закона РФ "О ветеринарии", является обязательной для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятыми выращиванием (ловлей, добычей) животных, птиц, рыб и переработкой продуктов убоя или прижизненно полученной продукцией, а также их хранением и реализацией, транспортировкой.
Согласно п. 2 данной Инструкции в целях осуществления контроля за эпидемиологической и ветеринарно-санитарной обстановкой подлежат обязательной ветеринарной регистрации объекты согласно Приложению № 1.
Регистрация проводится после проведения ветеринарно-санитарного обследования предприятия, хозяйства и других объектов на предмет соответствия их требованиям ветеринарно-санитарных правил, по результатам которой владельцу главным инспектором субъекта РФ выдается ветеринарное регистрационное удостоверение по форме согласно Приложению № 2.
Поскольку предприниматель Л. в принадлежащем ему магазине, расположенном по адресу: Рязанская область, осуществлял реализацию продуктов животноводства, то согласно п. 2 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору животноводческие грузы и объекты, утвержденной Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 21.11.1996, обязан был провести ветеринарную регистрацию объекта торговли и при проверке представить ветеринарное регистрационное удостоверение.
Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, влечет ответственность, предусмотренную ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При проведении проверки и рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением Россельхознадзора по Рязанской области нарушен ряд норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при привлечении заявителя к административной ответственности.
Так, согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного органа, факт совершения заявителем административного правонарушения был установлен при осмотре принадлежащего ему торгового помещения, установлении факта реализации продуктов животноводства (яйцо куриное). Однако в нарушение требований ст. 27.8 КоАП РФ, при проведении осмотра торгового помещения заявителя протокол осмотра помещения не составлялся, осмотр проводился без участия понятых.
Статьей 28.2 КоАП РФ установлены требования к порядку составления протокола об административном правонарушении и предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В нарушение данной нормы протокол об административном правонарушении № 284 от 21.02.2006 составлен в отсутствие предпринимателя Л., он не приглашался для составления протокола, ему не разъяснялись его права.
Статьей 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что письмом без номера и даты предприниматель Л. приглашался 26.02.2006 к 14 часам в Управление Россельхознадзора по Рязанской области для рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако данное письмо непосредственно предпринимателю не вручалось и не направлялось по его месту жительства. Как указано в письме, копия данного письма была вручена продавцу В., которая отказалась от подписи в получении. Доказательств того, что В. являлась уполномоченным представителем заявителя Управлением Россельхознадзора по Рязанской области суду не представлено.
Такое извещение предпринимателя Л. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не может рассматриваться как надлежащее.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют вопросы, необходимые для рассмотрения дела, в том числе правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В нарушение указанных норм Управлением Россельхознадзора по Рязанской области не приняты меры по надлежащему извещению заявителя о времени и месте рассмотрения дела, не выяснены причины неявки заявителя для рассмотрения дела об административном правонарушении, Постановление № 284 о привлечении предпринимателя Л. к административной ответственности принималось 26.02.2006 в отсутствие предпринимателя, что нарушает его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 3 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Поскольку осмотр принадлежащего заявителю торгового помещения производился в момент проверки без участия понятых, протокол осмотра помещения и документов не составлялся, протокол об административном правонарушении составлен без участия предпринимателя Л. либо его уполномоченного представителя, то такие доказательства являются ненадлежащими и их использование по делу об административном правонарушении, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, недопустимо.
При принятии оспариваемого постановления Управлением Россельхознадзора по Рязанской области также не учтена норма ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, нарушение Управлением Россельхознадзора по Рязанской области процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, оспариваемое заявителем постановление является незаконным и подлежит отмене. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 210, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление Управления Россельхознадзора Рязанской области по делу об административном правонарушении в области ветеринарии от 26.02.2006 № 284 о привлечении предпринимателя Л. к административной ответственности, предусмотренной ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня принятия решения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru