Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 28.03.2006 № А54-663/2006-С4
<СУД ОТКАЗАЛ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА О ПРИЗНАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, ТАК КАК СПОРНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПРЕДОСТАВЛЕН В АРЕНДУ В ПРЕДУСМОТРЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПОРЯДКЕ, ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ЗАЯВИТЕЛЯ ПРИ ЭТОМ НЕ НАРУШЕНЫ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2006 г. № А54-663/2006-С4

(Извлечение)

Предприниматель Б. просит признать постановление Главы муниципального образования - Спасский район от 05.11.2004 № 814 недействительным.
Администрация требование не признает.
Из материалов дела следует: в газете "Спасские вести" Администрацией муниципального образования - Спасский район Рязанской области дано объявление о сдаче в аренду на три года земельного участка для строительства магазина, площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: г. Спасск. Согласно объявлению предварительное ознакомление и заявки на аренду принимаются в течение двух недель с момента опубликования настоящего объявления.
Объявление опубликовано 10.03.2004 (по этому обстоятельству у сторон спора нет). Ознакомившись с объявлением, Предприниматель Б. 19.03.2004 обратился с заявлением в Администрацию Спасского района о передаче ему в аренду указанного в объявлении земельного участка сроком на три года для строительства магазина.
Не получив ответа на заявление, Предприниматель 13.10.2005 вновь обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, указав, что объявление о проведении торгов до настоящего времени не опубликовано.
Из ответа Администрации (письмо от 02.11.2005 № 1627) Предпринимателю Б. стало известно, что на основании постановления Администрации от 05.11.2004 № 814 спорный земельный участок передан в аренду З. сроком на три года для строительства магазина. Решение принималось в соответствии с п. 1, 2, 5 ст. 30, ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельного участка осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта, в связи с этим проведения торгов не требовалось.
Предприниматель считает, что им не нарушен трехмесячный срок для обжалования постановления № 814 от 05.11.2004, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поскольку ему стало известно о принятом постановлении из ответа от 02.11.2005.
Оценив обстоятельства извещения Предпринимателя о состоявшемся постановлении, суд пришел к выводу, что срок для обжалования не нарушен и в связи с этим спор рассмотрен по существу.
Согласно представленным Администрацией в материалы дела документам З. обратилась в Администрацию Спасского района с заявлением о выделении ей земельного участка по ул. Красноармейской для строительства магазина 29.12.2003.
13.02.2004 составлен акт выбора земельного участка для проектирования и строительства объекта с необходимыми согласование и приложением плана земельного участка.
14.05.2004 Администрацией принято постановление о предварительном согласовании места размещения магазина З., утверждении акта выбора земельного участка и разрешении проведения проектно-изыскательских работ на строительство.
05.11.2004 Администрацией принято постановление № 814 о предоставлении в аренду земельного участка З. для строительства магазина.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра 21.02.2005 оформлен кадастровый план земельного участка № 20с/-5-159, присвоен кадастровый номер 62:20:003: 01 04:0010.
25.02.2005 с З. заключен договор аренды указанного земельного участка на срок до 25.02.2008 для строительства магазина.
Оспаривая постановление от 05.11.2004 № 814 Предприниматель Б. ссылается на то, что нарушено его право на участие в торгах в соответствии с п. 6 ст. 30 ЗК РФ и Законом Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области".
Администрация в своих возражения указывает на то, что земельный участок предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта, в порядке установленном п. 5 ст. 30, ст. 31, 32 ЗК РФ. Администрация указывает на то, что объявление в газете "Спасские вести" от 10.03.2004 № 19 дано ошибочно, решение о проведении торгов в отношении земельного участка по ул. Красноармейской в г. Спасске органами местного самоуправления Спасского района не принималось. Спорный земельный участок не мог быть передан Б., так как до его обращения (19.03.2004), уже были проведены работы по выбору земельного участка для строительства, комиссией составлен соответствующий акт и принято предварительное решение о предоставлении участка З.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что требование заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 31 ЗК РФ установлено, что выбор земельных участков для строительства осуществляется в связи с обращением гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 ст. 31 ЗК РФ определено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (п. 5 ст. 31 ЗК РФ). К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ). Указанное решение согласно п. 8 этой же статьи является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет и в соответствии со ст. 32 решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Администрацией порядка предоставления земельного участка для строительства З. и отсутствия факта нарушения прав и законных интересов Предпринимателя Б.
Спорный земельный участок предоставлялся с предварительным согласованием места размещения объекта, что предусмотрено Земельным кодексом РФ, предварительно осуществлен выбор земельного участка с необходимыми согласованиями. Результаты выбора оформлены актом выбора земельного участка, к которому приложен план-схема размещения земельного участка.
На основании указанных документов Администрацией принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. Данное решение послужило основанием для установления за счет лица, испрашивающего земельный участок, границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета.
После проведения работ по кадастровому учету земельный участок предоставлен З. в аренду для строительства.
Изложенное свидетельствует о том, что спорный земельный участок предоставлен в аренду в предусмотренном законодательством порядке, права и интересы Предпринимателя Б. при этом не нарушены.
Ссылка Заявителя на то, что Администрацией нарушен порядок предоставления земельного участка, установленного п. 6 ст. 30 ЗК РФ и ст. 12, 13 Закона Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ФЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области", неправомерна.
Пункт 6 ст. 30 ЗК РФ предусматривает, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ.
Подпунктами 3 и 4 п. 4 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено проведение торгов в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно установленным обстоятельствам по настоящему делу земельный участок на дату обращения З. (29.12.2003) не был сформирован, земельный участок предоставлялся с предварительным согласованием места размещения объекта, акт выбора земельного участка составлен 13.02.2004. В связи с этим в данном случае п. 6 ст. 30 ЗК РФ не подлежит применению.
Статья 12 Закона Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ОЗ предусматривает порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, поскольку по материалам настоящего дела земельный участок предоставлялся с предварительным согласованием места размещения объекта, следовательно, ссылка Заявителя на ст. 12 указанного Закона неправомерна.
Статья 13 Закона предусматривает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, при этом п. 6 данной статьи предусматривает, что если после газетной публикации поступило две и более заявки, орган местного самоуправления принимает решение о проведении торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права аренды таких земельных участков, если предоставление земельного участка отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Земельный кодекс РФ указанного положения не содержит. Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ при выборе земельных участков для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Из сравнительного толкования данного положения и положения, изложенного в подпункте 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, предусматривающего при предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, публикацию сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов, следует, что информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3. ст. 31 ЗК РФ) проводится не с целью получения дополнительных заявок на земельный участок от других лиц и проведения торгов, а обеспечивает право граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления на участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Закон же Рязанской области (п. 6 ст. 13) рассматривает информирование населения о намерении предоставить земельный участок для строительства как возможность подачи заявки на земельный участок и проведение в связи с этим торгов, независимо от того, что земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В связи с изложенным суд при оценке обстоятельств дела и принятии решения руководствуется Земельным кодексом РФ, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку п. 5 ст. 30 ЗК РФ не предусматривает проведения торгов при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, права Предпринимателя Б. не нарушены, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В признании недействительным постановления Главы администрации муниципального образования - Спасский район Рязанской области от 05.11.1004 № 814 "О предоставлении в аренду земельного участка З.", проверенного на соответствие Земельному кодексу РФ, отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в течение одного месяца со дня изготовления полного текста.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru