Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2006 № А54-661/2006-С8
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ТРЕБОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ОБ АННУЛИРОВАНИИ У ОТВЕТЧИКА ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ, ТАК КАК НАРУШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПОВЛЕКШЕЕ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН, ИМЕЕТ МЕСТО И ПОДТВЕРЖДЕНО МАТЕРИАЛАМИ ДЕЛА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2006 г. № А54-661/2006-С8

(Извлечение)

Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю П., проживающему по адресу: г. Рязань, об аннулировании лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом по территории РФ.
Представитель Управления в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме. Пояснил, что деятельность предпринимателя по перевозке пассажиров осуществляется с неоднократными и грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, что повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан. Данные обстоятельства являются основанием для аннулирования лицензии и подтверждаются представленными в материалы дела документами: актами проверок, информацией из УГИБДД УВД Рязанской области.
Предприниматель в судебном заседании по заявленным требованиям возражал. Указал, на то, что путевые листы оформлялись должным образом. Пояснил, что договора на проведение технического обслуживания автотранспортного средства и на проведение медицинского осмотра водителей заключены. Полагает, что путевой лист водителю М. на 30.12.05 (день совершения ДТП) не должен был выдаваться, так как по графику работы у водителя был запланирован выходной, по этой же причине не было запланировано проведение ежедневного контроля технического состояния автотранспортного средства и проведение медицинского осмотра водителя. Вина водителя в причинении вреда здоровью граждан, в результате ДТП не установлена. Пояснил, что имеется свидетельство о повышении квалификации и профессиональной подготовки водителя М. Считает, что выявленные нарушения не являются грубыми и не служат основанием для аннулирования лицензии. Нарушения, выявленные в ходе проверок, своевременно устранялись предпринимателем.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя и ответчика, Арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с пп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом подлежит лицензированию. Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 названного закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.02 № 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Минтранс России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Индивидуальный предприниматель П., проживающий по адресу: г. Рязань, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации на основании выданной Рязанским областным отделением Российской транспортной инспекции лицензии серии АВ № 147572 от 12.10.2000, регистрационный номер АСС-62-900497, и с действующими лицензионными карточками на 29 единиц пассажирских автомобилей.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 названной статьи.
Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензионного вида деятельности (статья 2 названного Закона).
В соответствии с выданной предпринимателю П. лицензией на право перевозки пассажиров условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии: обеспечить наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.
Пунктом 3 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 № 402, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности;
б) соответствие автотранспортных средств, заявленных для перевозок, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации;
в) соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности, в том числе и требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке, которые содержатся в ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Приказе Минтранса РФ от 09.03.95 № 27.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 02.03.99) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
10 января 2006 г. в адрес заявителя поступила оперативная информация Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Рязанской области о дорожно-транспортном происшествии, произошедшим 30 декабря 2005 г. в 6 часов 45 минут на 19 км автодороги Рязань - Михайлов с участием автобуса ГАЗ - 3221132, государственный номер АА 382 62 RUS. Указанное транспортное средство принадлежит предпринимателю П. В результате дорожно-транспортного происшествия 2 человека погибли, 7 человек с травмами различной степени тяжести помещены в больницу. На основании указанной информации УГАНД по Рязанской области определением № 01 от 10.01.2006 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование в отношении предпринимателя П.
На основании распоряжения УГАДН № 011 от 10.01.06 сотрудником Управления проведена внеплановая проверка предпринимателя П., в ходе которой было установлено, что предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров осуществлялась с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 № 402, а именно, предприниматель П.:
1. Не обеспечил охрану транспортного средства для исключения возможности самовольного его использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств, чем нарушил требование п. 4.6 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. № 27; п. 2.5.6 "Требований по обеспечению БДД, предъявляемых при лицензировании деятельности на автомобильном транспорте", утв. Приказом Минтранса № 15 от 30.03.1994
2. Не обеспечил проведение ежедневного контроля технического состояния АТС перед выездом на линию с соответствующей отметкой в путевой документации о технической исправности АТС, чем нарушил требование п. 4.3 "Положения об обеспечении БДД в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, п. 2.5.4 "Требований по обеспечению БДД, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утв. Приказом Минтранса № 15 от 30.03.1994
3. Не обеспечил проведение предрейсового медицинского осмотра водителя перед выездом на линию с соответствующей отметкой в путевой документации, чем нарушил требование п. 3.3.3 "Положения об обеспечении БДД в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27., п. 2.3.7 "Требований по обеспечению БДД, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утв. Приказом Минтранса № 15 от 30.03.1994, ст. 23 ФЗ № 196 от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения".
4. Не обеспечил проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту АТС в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами, чем нарушил требование п. 4.2 "Положения об обеспечении БДД в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27.
5. Не обеспечил водителя оформленным путевым листом, чем нарушил требование п. 4.6 "Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 30 июня 2000 г. № 68.
Выявленные нарушения отражены в акте инспекторской проверки № 003-ГГ от 30.01.06. Кроме того, в акте проверки проанализированы причины ДТП и сделаны следующие выводы: дорожно-транспортное происшествие произошло по причине допущения предпринимателем П. нарушений в организации обеспечения безопасности дорожного движения; при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автобусами предприниматель не обеспечил соблюдение лицензионных требований и условий, выразившееся в невыполнении требований, установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, что привело к ДТП с погибшими и ранеными.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 № 000011 от 30.01.06
В соответствии с п. 4.6 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.95 № 27, организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств. Аналогичные требования содержатся и в пункте 2.5.6 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса № 15 от 30.03.1994
При этом согласно п. 1.1 указанного Положения под водителями-предпринимателями понимаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов.
Как усматривается из материалов дела, 30 декабря 2005 г. (дата дорожно-транспортного происшествия) у водителя автомобиля ГАЗ-322132, государственный номер АА 382 62 RUS, был запланирован выходной. Указанный факт подтверждается актом служебного расследования ДТП, объяснительной предпринимателя П.
Соответственно, предприниматель П. не обеспечил охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств. В результате чего 30 декабря 2005 г. водитель М. самовольно, без разрешения предпринимателя П. использовал автомобиль ГАЗ-322132, государственный номер АА 382 62 RUS, для осуществления перевозки пассажиров из г. Михайлова в г. Рязань без проведения предрейсового медицинского осмотра водителя, оформленных путевых листов, проведенного ежедневного контроля технического состоянию АТС перед выездом на линию.
Указанная неосмотрительность предпринимателя привела к дорожно-транспортному происшествию, произошедшему 30 декабря 2005 г. в 6 часов 45 минут на 19 км автодороги Рязань - Михайлов, в результате которого 2 человека погибли, а 7 человек с травмами различной степени тяжести помещены в больницу.
Таким образом, суд считает, что нарушение предпринимателем лицензионных требований привело к причинению вреда здоровью граждан.
Данное обстоятельство, в силу п. 1 и 4 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является основанием для аннулирования лицензии, выданной предпринимателю П. на осуществление перевозки пассажиров автотранспортом по территории РФ.
Предприниматель не опровергает наличие причиненного ущерба здоровью граждан. Доводы ответчика, приведенные в обоснование своей позиции, суд считает необоснованными, поскольку нарушение предпринимателем лицензионных требований, повлекшее причинение вреда здоровью граждан, имеет место и подтверждено материалами дела.
В связи с этим требование Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области об аннулировании лицензии № АСС-62-900497 от 12.10.2000, выданной предпринимателю П., г. Рязань, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 189 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации от 12.10.2000 NАСС-62-900497, выданную Рязанским областным отделением Российской транспортной инспекции индивидуальному предпринимателю П. (г. Рязань, основной государственный регистрационный номер 304623408000027) серии АВ № 147572 на срок с 05.10.2000 по 04.10.2008, аннулировать.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя П., 08.10.1950 года рождения, уроженца Чечено-Ингушской АССР, проживающего по адресу: г. Рязань, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623408000027, в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2000 руб.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru