Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 20.03.2006 № А54-3962/2005-С8
<ПОСКОЛЬКУ ОБЩЕСТВО ПРАВОМЕРНО ПРИМЕНЯЛО ЛЬГОТУ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО, У НАЛОГОВОГО ОРГАНА НЕ ИМЕЛОСЬ ПРАВОВЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЕГО К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ОСПАРИВАЕМОЕ РЕШЕНИЕ ПОДЛЕЖИТ ПРИЗНАНИЮ НЕЗАКОННЫМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2006 г. № А54-3962/2005-С8

(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Нижне-Мальцевский элеватор" Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области о признании недействительным решения налогового органа от 04.05.2005 № 11-08/62 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением от 08.08.2005 производство по делу № А54-3962/2005 было приостановлено до принятия апелляционной инстанцией Арбитражного суда Рязанской области судебного акта по делу № А54-764/2005.
Определением от 20.02.2006 производство по делу № А54-3962/2005 возобновлено.
Представитель заявителя требование поддержал. Пояснил суду, что решение, вынесенное по результатам камеральной налоговой проверки, противоречит налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку необоснованно увеличивает размер налога на имущество, подлежащего уплате.
Представитель налогового органа заявленные требования не признал, указав на соответствие оспариваемого решения законодательству РФ о налогах и сборах. Кроме того, просил суд отменить обеспечительные меры, принятые определением от 14.07.2005 по делу № А54-3962/2005.
С согласия сторон и в соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ судом объявлено об окончании предварительного судебного заседания и об открытии судебного заседания Арбитражного суда первой инстанции.
Из материалов дела следует: общество 25.03.2005 представило в Межрайонную ИФНС России № 10 по Рязанской области налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2004 г.
В соответствии со ст. 88 НК РФ инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации.
В ходе проверки было установлено необоснованное применение обществом льготы по налогу на имущество за 2004 год по коду 2012500 "Дополнительные льготы по налогу на имущество организаций, устанавливаемые Законами субъектов РФ в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате", т.к. Законом Рязанской области от 26.11.2003 № 85-ОЗ "О налоге на имущество на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 30.06.2004 № 49-ОЗ) по виду деятельности налогоплательщика соответствующая льгота не предусмотрена. В связи с чем инспекция требованием № 10-11/68 от 15.04.2005 предложила обществу представить уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2004 г. Указанное требование обществом оставлено без исполнения.
По результатам проверки налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2004 г., представленной ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор", налоговым органом принято решение № 11-08/62 от 04.05.2005 о привлечении налогоплательщика за совершение налогового правонарушения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на имущество организаций в сумме 1031070 руб.; п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в сумме 50 руб. Кроме того, указанным решением обществу предложено уплатить налог на имущество в сумме 1284628 руб.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор" Рязанской области обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, Арбитражный суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах (п. 3 ст. 56 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 2 Закона Рязанской области от 26.11.2003 № 85-ОЗ "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области" установлена ставка 0% для сельскохозяйственных организаций в отношении имущества, используемого для производства, переработки, хранения сельскохозяйственной продукции. В данной норме закона также дано понятие "сельскохозяйственной организации" - это организации, осуществляющие производство, переработку, хранение сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности в общей сумме составляет более 70%.
ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор" оказывает услуги по хранению сельскохозяйственной продукции. Доля выручки общества от данного вида услуг за 2004 год от общего объема выручки составила 73,94%, что налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, прежняя формулировка закона не требовала в качестве критерия отнесения организации к сельскохозяйственной одновременного осуществления и производства, и переработки, и хранения сельскохозяйственной продукции, для применения льготы по налогу на имущество достаточно было осуществления одного или нескольких видов деятельности.
Законом Рязанской области от 30.06.2004 № 49-ОЗ внесены изменения в Закон Рязанской области № 85-ОЗ от 26.11.2003, согласно которым к сельскохозяйственным организациям отнесены организации, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, а также переработку и хранение сельскохозяйственной продукции собственного производства при условии, что выручка от указанных видов деятельности за соответствующий налоговый период составила более 70% в общей сумме выручки. Таким образом, данная формулировка закона в качестве критерия отнесения организации к сельскохозяйственной требует одновременного осуществления производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, наличия одной составляющей недостаточно для применения льготы по налогу на имущества.
Однако в силу ч. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы.
Поскольку п. 3 ст. 2 Закона Рязанской области "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области" (в редакции закона № 49-ОЗ от 30.06.2004) исключает льготу по налогу на имущество для ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор", предусмотренную ранее действовавшей редакцией закона, и тем самым ухудшает положение налогоплательщика, он не может распространяться на правоотношения, возникшие до вступления его в силу.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой же статьей.
Согласно ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
Закон Рязанской области от 30.06.2004 № 49-ОЗ официально опубликован в газете "Рязанские ведомости" 01.07.2004, при этом действие нормы, устанавливающей новый порядок отнесения организаций к сельскохозяйственным, распространено на отношения, возникшие с 01.01.2004, что противоречит положениям п. 1 ст. 5 НК РФ.
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В данном случае при возникновении сомнений относительно статуса ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор" как сельскохозяйственной организации согласно Закону № 85-ОЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 49-ОЗ) все сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика.
В связи с изложенным суд первой инстанции полагает, что ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор" в 2004 году имело право на применение налоговой ставки по налогу на имущество в размере 0% в отношении имущества, используемого для хранения сельскохозяйственной продукции.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждены постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 27.09.2005 по делу № А54-764/2005 по заявлению ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор" Рязанской области к Межрайонной инспекции ФНС № 10 по Рязанской области о признании недействительным решений и требований в части уплаты налога на имущество за 9 месяцев 2004 г.
Таким образом, у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления налога на имущество за 2004 г. в сумме 1284628 руб. и привлечения общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1031070 руб.
Поскольку ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор" правомерно применяло льготу по налогу на имущество, у налогового органа не имелось правовых оснований требовать от налогоплательщика уточненной декларации. В связи с чем оспариваемое решение подлежит признанию незаконным и в части привлечения общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, требования ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор" являются обоснованными, а решение Межрайонной инспекции ФНС № 10 по Рязанской области от 04.05.2005 № 11-08/62 подлежит признанию незаконным в полном объеме, поскольку не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ и нарушает права и законные интересы общества.
Ходатайство налогового органа об отмене обеспечительных мер суд считает подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 90 АПК РФ Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя.
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии с ч. 1 ст. 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено Арбитражным судом, рассматривающим дело.
Меры по обеспечению заявления ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор" были приняты в виде запрета Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области производить взыскание с ОАО "Нижне-Мальцевский элеватор" в бесспорном порядке на основании решения № 11-08/62 от 04.05.2005 не полностью уплаченного налога на имущество в сумме 1284628 руб.
Поскольку решение налогового органа от 04.05.2005 № 11-08/62 признано судом незаконным, необходимость в обеспечительных мерах отсутствует.
Следовательно, обеспечительные меры, принятые судом определением от 14.07.2005, подлежат отмене.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика. Однако взысканию не подлежат, поскольку налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 96, 97, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Межрайонной инспекции ФНС № 10 по Рязанской области № 11-08/62 от 04.05.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Нижне-Мальцевский элеватор" (Рязанская область, основной государственный регистрационный номер 1026200839466), проверенное на соответствие Налоговому кодексу РФ, признать незаконным полностью.
2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС № 10 по Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Нижне-Мальцевский элеватор" (Рязанская область, основной государственный регистрационный номер 1026200839466), вызванное принятием решения № 11-08/62 от 04.08.2005.
3. Отменить обеспечительные меры, принятые Арбитражным судом от 14.07.2005 по делу № А54-3962/2005.
4. Возвратить открытому акционерному обществу "Нижне-Мальцевский элеватор", расположенному по адресу: Рязанская область, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026200839466, из дохода федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб., уплаченную платежными поручениями № 444 от 04.07.2005, № 445 от 04.07.2005, № 485 от 11.07.2005, № 486 от 11.07.2005.
5. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru