| |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2006 № А54-954/2006-С11
<СУД ОТКАЗАЛ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ТАК КАК НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЯВИТЕЛЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДОМ НЕ УСТАНОВЛЕНО, СРОКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НАРУШЕНЫ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС центрального округа от 20.07.2006 № А54-954/06-С11 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 27.04.2006 по данному делу оставлены без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2006 г. № А54-954/2006-С11
(Извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Шацкого района (МУПЖКХ), расположенное по адресу: Рязанская область, обратилось в Арбитражный суд с заявлением об отмене постановления старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования К. о наложении штрафа за административное правонарушение в сумме 30000 руб.
В судебном заседании заявитель уточнил заявленное требование, просит суд отменить постановление № 11 от 06.02.2006 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области. Уточнение судом принято.
Представитель заявителя в судебном заседании требование с учетом уточнения поддержал. В обоснование своего требования заявитель указал на следующие обстоятельства. Сброс сточных вод без очистки в р. Шача МУПЖКХ производился, поскольку очистные сооружения АООТ "Шацкий мясокомбинат" не достроены, а лицензии на пользование водным объектом заявитель не имеет. На скважинах не установлена водоизмерительная аппаратура, так как в зимнее время скважины работают поочередно, а учет воды производится косвенным методом. Строительство ограждений зон строгого санитарного режима вокруг скважин начато только в 2005 г. в связи с тяжелым финансовым положением предприятия, на момент проведения проверки ограждение имелось только вокруг одной из четырех скважин. Обследование технического состояния скважин в связи с длительным периодом эксплуатации, превышающим амортизационный срок, проводилось работниками предприятия. Предприятием сведения о выполнении условий недропользования не представлялись, поскольку проверяющими они никогда не требовались.
Управление Росприроднадзора по Рязанской области требования заявителя не признало, указав, что нарушения, выявленные проверяющими, имели место, требования, предусмотренные КоАП РФ, при привлечении к ответственности соблюдены.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд считает, что требование МУПЖКХ Шацкого района Рязанской области не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Рязанской области от 26.01.2006 государственным инспектором А. в период с 30.01.2006 по 31.01.2006 проведена проверка МУП ЖКХ Шацкого района Рязанской области с целью осуществления контроля за выполнением ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды и выполнения условий лицензионного соглашения при осуществлении забора подземных вод из каширского водоносного горизонта посредством 4 действующих артезианских скважин (лицензия на право пользования недрами серии РЯЗ № 07142 ВЭ сроком действия до 01.12.2009). Проверка проводилась в присутствии исполняющего обязанности начальника МУП ЖКХ Шацкого района Рязанской области Т. (приказ начальника МУПЖКХ № 10 от 24.01.2006).
В ходе указанной проверки установлено, что МУПЖКХ Шацкого района при осуществлении забора подземных вод из каширского водоносного горизонта посредством 4 действующих артезианских скважин не соблюдает условия пользования недрами, предусмотренные лицензией серии РЯЗ № 07142 ВЭ.
Результаты проверки отражены проверяющим в акте проверки соблюдения требований законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды от 31.01.2006.
01.02.2006 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Рязанской области в присутствии исполняющего обязанности начальника МУПЖКХ Т. составлен протокол об административном правонарушении, где перечислены допущенные заявителем нарушения и указано, что ответственность за их совершение предусмотрена ст. 7.3 КоАП РФ.
При составлении протокола заявителю были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 24.2 - 24.4, 25.1, 30.1 КоАП РФ, заявитель был уведомлен о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, заявителю была вручена копия протокола, о чем в протоколе имеются подписи исполняющего обязанности начальника МУПЖКХ Т.
06.02.2006 старшим государственным инспектором К. рассмотрено административное дело в отношении МУП ЖКХ Шацкого района Рязанской области и принято Постановление № 11 "О назначении административного наказания", которым предприятие признано виновным в совершении нарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.3 КоАП РФ, и на заявителя был наложен административный штраф в размере 30000 руб. за невыполнение пунктов 6.1, 11.1, 11.2, 11.3, 11.5 Условий пользования недрами к лицензии РЯЗ № 07142 ВЭ. Постановление согласно почтовой квитанции от 07.02.2006 сопроводительным письмом от 07.02.2006 № 119/03 направлено в адрес МУП ЖКХ.
Не согласившись с данным постановлением, МУПЖКХ обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Рязанской области.
Согласно Закону РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Подземные воды отнесены к самостоятельному виду полезных ископаемых. Согласно ст. 11 вышеназванного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Статьями 12, 22 Закона РФ "О недрах" установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, предусмотренных лицензией, которые являются ее неотъемлемыми составными частями, в том числе:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
2) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
3) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
4) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
5) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и другие.
МУП ЖКХ Шацкого района Рязанской области в силу ст. 9 Закона РФ "О недрах" является пользователем недр и право на их использование предоставлено лицензией серии РЯЗ № 07142 ВЭ, срок действия которой установлен до 01.12.2009. В Приложении № 1 к лицензии перечислены условия пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.
Пунктом 6.1 Условий пользования недрами установлено, что сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от бани в количестве 18 м3 в сутки, от гостиницы и жилых домов в количестве 188 м3 в сутки заявитель должен производить на очистные сооружения АООТ "Шацкий мясокомбинат", а от неблагоустроенных жилых домов в количестве 188 м3 в сутки - в выгреба и по мере их накопления вывозить в места, согласованные с районным центром Госсанэпиднадзора.
Согласно акту проверки от 31.01.2006, сведений об использовании воды за 2005 г. (форма № 2-тп (водхоз) сброс стоков двумя выпусками МУПЖКХ Шацкого района Рязанской области осуществляется без очистки в р. Шача.
Осуществляя сброс сточных вод в р. Шача, МУП ЖКХ Шацкого района Рязанской области в силу ст. 91 Водного кодекса РФ является водопользователем и в силу ст. 92 Водного кодекса РФ обязано рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом, не допускать ухудшения качества поверхностных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира.
Ст. 106 Водного кодекса РФ запрещает при эксплуатации хозяйственных и других объектов осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод.
В соответствии со ст. 107 Водного кодекса РФ эксплуатация скважин допускается с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством о недрах.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что лицензии на пользование водным объектом (поверхностные воды) и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом МУПЖКХ не имеет.
Пунктом 11.1 Условий пользования недрами определено, что недропользователь в срок до 01.11.2000 обязан установить на скважинах водоизмерительную аппаратуру.
Пунктом 13.9 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" установлено, что в водозаборных сооружениях подземных вод следует предусматривать измерение расхода или количества воды, подаваемой из скважины (шахтового колодца), уровня воды в скважинах (колодцах), сборном резервуаре, а также давлений на насосах.
В ходе проведенной проверки установлено, что водоизмерительная аппаратура не установлена МУП ЖКХ ни на одной артскважине, что отражено в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и не оспаривается заявителем.
Пунктом 11.2 Условий пользования недрами определено, что недропользователь (заявитель) в срок до 01.11.2000 обязан установить вокруг скважин ограждения зон строгого санитарного режима радиусом 30 м. В соответствии с пп. 1.4 и 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 14.03.2002 № 10 и зарегистрированных в Минюсте РФ 24.04.2002 № 3399, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, а территория первого пояса зон санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной.
В ходе проверки установлено, что артскважины МУПЖКХ не имеют ограждения зон строгого санитарного режима, что отражено в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, и не оспаривается заявителем.
Пунктом 11.3 Условий пользования недрами установлено, что МУПЖКХ обязано в срок до 01.04.2001 произвести обследование технического состояния скважин в связи с длительным периодом эксплуатации, превышающим амортизационный срок (25 лет) и результаты обследования представить в комитет природных ресурсов по Рязанской области в течение месяца после проведения работ.
Поскольку скважины для добычи подземных вод связаны с использованием водных ресурсов, то в силу ст. 3 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" они являются гидротехническими сооружениями. В соответствии со ст. 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" эксплуатирующая организация обязана обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.
Актом проверки природопользования от 31.01.2006 установлено, что МУП ЖКХ обследование технического состояния скважин не проводилось.
Пунктом 11.5 Условий пользования недрами определено, что недропользователь (заявитель) обязан ежегодно, в срок до 5 января, представлять в Комитет природных ресурсов по Рязанской области сведения о выполнении условий недропользования за прошедший год.
Актом проверки природопользования от 31.01.2006 установлено и не оспаривается заявителем, что МУПЖКХ сведения о выполнении условий недропользования не представлялись..
В соответствии со ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лицензиата, в том числе на юридическое лицо, - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 23.22 КоАП РФ, п. 11 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293, предусмотрено, что старший государственный инспектор по геологическому контролю на соответствующей территории имеет право в том числе рассматривать дела об административных правонарушениях в области недропользования, применять штрафные санкции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Полномочия должностного лица Управления Росприроднадзора по Рязанской области на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ, установлены ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 6.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.09.2004 № 36, Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 29.04.2005 № 115.
Учитывая изложенное и поскольку материалами дела подтверждено, что нарушения, отраженные в материалах проверки, фактически имели место, Постановление от 06.02.2006 № 11 о привлечении МУП ЖКХ Шацкого района Рязанской области к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3 КоАП РФ, принято Управлением Росприроднадзора по Рязанской области в пределах своей компетенции и при наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного данной статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений Управлением Росприроднадзора по Рязанской области процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено, сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
При таких обстоятельствах Постановление Управления Росприроднадзора по Рязанской области от 06.02.2006 № 11 следует признать законным, а требование заявителя- необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 104, 167 - 170, 176, 210, 211 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требования Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Шацкого района Рязанской области о признании незаконным и отмене Постановления № 11 от 06.02.2006 о назначении административного наказания, принятого Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области, отказать полностью.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в десятидневный срок со дня его принятия.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|