Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 27.02.2006 № А54-454/2006-С11
<ПО ЗАЯВЛЕНИЮ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ПО РЕШЕНИЮ НАЛОГОВОГО ОРГАНА СУММА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА МОЖЕТ БЫТЬ НАПРАВЛЕНА НА ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ ИЛИ СБОРОВ, НА УПЛАТУ ПЕНЕЙ, ПОГАШЕНИЕ НЕДОИМКИ, ЕСЛИ ЭТА СУММА НАПРАВЛЯЕТСЯ В ТОТ ЖЕ БЮДЖЕТ (ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД), В КОТОРЫЙ БЫЛА НАПРАВЛЕНА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННАЯ СУММА НАЛОГА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2006 г. № А54-454/2006-С11

(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Саста" Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным ненормативного акта Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Рязанской области от 21.12.2005 № 50/26891 - отказа в зачете переплаты по налогу. Кроме того, заявитель просит суд обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 4 по Рязанской области произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 300000 руб. в счет уплаты текущих платежей по налогу на имущество по сроку - 01.04.2006.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования, указав на то, что налоговый орган в нарушение ст. 78 НК РФ не производит зачет суммы переплаты по налогу на прибыль предприятий, зачисляемой в бюджет субъекта РФ (бюджет Рязанской области), в счет уплаты текущих платежей по налогу на имущество по сроку уплаты 01.04.2006.
Представитель налогового органа считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку переплата по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 2328383,12 руб. имеет место, но не может быть зачтена в счет уплаты текущих платежей по налогу на имущество, так как установлено различное процентное распределение сумм в областной и местный бюджеты. Следовательно, по мнению налогового органа, будут нарушены межбюджетные отношения, областной бюджет понесет дополнительные расходные обязательства в части суммы 30000 руб., приходящихся в доле 10% на местный бюджет. В данном случае осуществление подобного зачета приведет к причинению ущерба областному бюджету в размере 10% от суммы зачтенного налога, будут нарушены принципы бюджетной системы РФ.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в связи с имеющейся у заявителя переплатой по налогу на прибыль предприятий, поступающей в бюджет субъекта РФ, заявитель письмом от 13.12.2005 № 53-1464 обратился в Межрайонную ИФНС России № 4 по Рязанской области с заявлением о зачете имеющейся переплаты в счет уплаты налога на имущество в сумме 300000 руб. по сроку уплаты - 01.04.2006. Указанное заявление поступило в налоговый орган 14.12.2005. Письмом от 21.12.2005 № 50/26891 Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Рязанской области отказала обществу в проведении зачета, ссылаясь на то, что налоги, предлагаемые к зачету, являются источниками формирования разных бюджетов.
Не согласившись с данным решением налогового органа, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не предусмотрено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 5 ст. 78 НК РФ установлено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Таким образом, при наличии переплаты налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать, куда направлять образовавшуюся переплату - на исполнение обязанности по уплате налога в тот же бюджет либо на погашение недоимки.
Как следует из материалов дела и не отрицается налоговым органом, по состоянию на 13.12.2005 (на момент направления в налоговый орган заявления о зачете) у заявителя по данным лицевого счета имела место переплата в бюджет Рязанской области по налогу на прибыль в сумме 2267632,12 руб. и на день вынесения решения судом данная переплата составляет 2239339,12 руб.
Учитывая изложенное, норму ст. 78 НК РФ, подачу заявителем заявления о направлении излишне уплаченного налога на исполнение обязанностей по уплате налога на имущество организаций, у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа в проведении этого зачета.
Пунктом 4 ст. 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Поскольку налоговым органом в нарушение указанного требования отказано в проведении зачета излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций по заявлению ОАО "Саста" от 13.12.2005 № 53-1464, то требование заявителя о признании данного отказа, изложенного в письме Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Рязанской области от 21.12.2005 № 50/26891, недействительным и обязании налогового органа произвести зачет сумм излишне уплаченного в бюджет субъекта РФ налога на прибыль организаций в сумме 300000 руб. в счет уплаты налога на имущество организаций является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Довод налогового органа о том, что такой зачет невозможно произвести в связи с различным процентом отчислений налога на прибыль и налога на имущество в местный бюджет, суд считает несостоятельным.
В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ в бюджет субъекта РФ зачисляется налог на прибыль организаций, исчисленный по налоговой ставке в размере 17,5 процентов.
Налог на имущество организаций, согласно ст. 14 НК РФ, является региональным налогом, т.е. налогом, устанавливаемым субъектом РФ и уплачиваемым в бюджет субъекта РФ.
Налог на имущество организаций на территории Рязанской области введен Законом Рязанской области от 26.11.2003 № 85-ОЗ "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области", который определяет налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, форму отчетности по налогу.
Согласно ст. 2 указанного закона налоговая ставка установлена в размере 2,2 процента. В соответствии со ст. 4 данного закона по итогу налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по налогу, исчисленные в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за отчетный период, уплачиваются налогоплательщиками не позднее 1 мая, 1 августа и 1 ноября календарного года.
Таким образом, указанным законом не предусмотрена уплата налогоплательщиком налога на имущество организации в местный бюджет.
Предусмотренные ст. 5 Закона Рязанской области от 29.12.2004 № 147-ОЗ "Об областном бюджете на 2005 год" нормативы отчислений федеральных, региональных налогов и сборов в местные бюджеты в 2005 г. регулируют бюджетные отношения между участниками бюджетного процесса, к которым, согласно ст. 152 БК РФ, налогоплательщики не относятся.
Кроме того, согласно ст. 4 Закона Рязанской области от 28.12.2005 № 145-ОЗ "Об областном бюджете на 2006 год" доходы областного бюджета, поступающие в 2006 году, формируются в том числе и за счет федеральных, региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, - в соответствии с нормативами отчислений согласно Приложению 2 к настоящему закону.
Приложением 2 к данному закону установлены нормативы отчислений федеральных, региональных налогов и сборов в областной бюджет и местные бюджеты на 2006 г., в соответствии с которыми налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций зачисляются в областной бюджет в размере 100% поступлений.
Учитывая изложенное и поскольку и налог на прибыль организаций в размере 17,5 процента, и налог на имущество организаций зачисляются в бюджет субъекта РФ (Рязанской области), то в силу ст. 78 НК РФ переплата по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ по заявлению налогоплательщика должна быть зачтена в счет уплаты налога на имущество организаций по сроку уплаты 01.04.2006 в сумме 300000 руб.
Учитывая изложенное, отказ Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Рязанской области по проведению зачета излишне уплаченной суммы налога, изложенный в письме от 21.12.2005 № 50/26891, не соответствует требованиям ст. 78 НК РФ, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика, однако взысканию не подлежат, поскольку налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Отказ Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Рязанской области в зачете сумм излишне уплаченного ОАО "Саста" налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ в счет уплаты текущих платежей по налогу на имущество организаций в сумме 300000 руб. по сроку уплаты - 01.04.2006, изложенный в письме от 21.12.2005 № 50/26891, проверенный на соответствие Налоговому кодексу РФ, признать недействительным полностью.
2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 4 по Рязанской области произвести зачет излишне уплаченного ОАО "Саста" Рязанской области налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ в счет уплаты текущих платежей по налогу на имущество организаций в сумме 300000 руб. по сроку уплаты - 01.04.2006.
3. Возвратить ОАО "Саста", расположенному по адресу: Рязанская область, из дохода федерального бюджета РФ 9500 руб., перечисленных в уплату госпошлины по платежному поручению № 5017 от 13.01.2006.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня принятия решения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru