Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 08.02.2006 № А54-7492/2005-С22
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО ИСТЦОМ НЕПРАВИЛЬНО ДАНА ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ВОЗНИКШЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ, ПО СУЩЕСТВУ, УБЫТКАМИ, А ТАКЖЕ ЧТО ТРЕБОВАНИЕ ОСНОВАНО НА НЕ ПРИМЕНИМЫХ К СЛОЖИВШИМСЯ ОТНОШЕНИЯМ НОРМАХ ПРАВА, СУД СЧЕЛ, ЧТО ЗАЯВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПРОЦЕНТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ НЕ ИМЕЮТ ДОСТАТОЧНОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОБОСНОВАНИЯ И ЗАЯВЛЕНЫ К НЕНАДЛЕЖАЩЕМУ ОТВЕТЧИКУ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2006 г. № А54-7492/2005-С22

(Извлечение)

Муниципальное казенное предприятие "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" (далее - МКП "РЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ряжский район о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 374476 руб. 74 коп. в связи с предоставлением льгот по оплате жилья в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
В предварительном судебном заседании 14 ноября 2005 года истец заявленные требования поддержал полностью, ходатайствовал о привлечении к делу в качестве ответчиков управления труда и социальной защиты населения Рязанской области и финансово-казначейского управления Рязанской области. Ходатайство судом удовлетворено, судом по своей инициативе привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, администрация муниципального образования - Ряжский район в лице финансового отдела.
В судебном заседании 16 января 2006 года истец уточнил ответчика, просил считать надлежащим ответчиком ФКУ по Рязанской области, третьими лицами считать отдел социальной защиты населения Ряжского района Рязанской области и управление труда и социальной защиты населения Рязанской области. Ходатайство судом удовлетворено.
После перерыва в судебном заседании 19 января 2006 года истец уточнил исковые требования и просит считать надлежащими ответчиками ФКУ Рязанской области и управление труда и социальной защиты населения администрации Рязанской области, третьим лицом - отдел социальной защиты населения администрации Ряжского района. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании 2 февраля 2006 года истец вновь ходатайствует о замене ответчика - предъявляет исковые требования к ФКУ Рязанской области, от исковых требований к управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области отказывается. На предложение суда о замене ответчика или о привлечении в качестве второго ответчика субъекта РФ - Рязанской области в лице управления труда и социальной защиты населения Рязанской области истец ответил отказом. Требования были рассмотрены в порядке п. 5 ст. 47 АПК РФ по предъявленному иску к ФКУ Рязанской области с участием в качестве третьих лиц Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области, отдела социальной защиты населения администрации Ряжского района, администрации муниципального образования - Ряжский район в лице финансового отдела.
В обоснование исковых требований истец ссылается на исполнение муниципальным предприятием требований Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту ФЗ "О ветеранах"), в соответствии с которым жители г. Ряжска, имеющие право на льготу, оплачивают жилье в размере 50% от установленного тарифа. За ноябрь 2004 г. общий размер понесенных предприятием фактических затрат от применения льготного тарифа по оплате жилья, составил 337874 руб. 74 коп. Понесенные предприятием расходы не возмещены за счет бюджетных средств. Кроме того, истец просит взыскать проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами в сумме 36602 руб. 00 коп.
Представитель ответчика - финансово-казначейского управления Рязанской области считает заявленное требование неправомерным, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Постановлениями главы администрации Рязанской области от 25.10.02 № 40 "Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации ФЗ "О ветеранах" и Правительства Рязанской области от 30.11.04 № 154 "О возложении полномочий по представлению казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с представлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 годах, на управление труда и социальной защиты населения Рязанской области" с 1 января 2003 г. обязанность по целевому использованию средств, поступающих на реализацию ФЗ "О ветеранах", и представлению интересов Рязанской области в судах возложена на управление социальной защиты населения Рязанской области. Кроме того, обязанность по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм, что Рязанская область выполнила в полном объеме. Также факт осуществления истцом расходов не подтвержден расчетом и первичными документами.
Представитель управления труда и социальной защиты населения Рязанской области по иску возражает и пояснил, что с 1 января 2003 г. финансово-казначейское управление Рязанской области направляло средства управлению социальной защиты населения Рязанской области. Направление средств осуществлялось в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете. Управлением социальной защиты полученные средства в полном объеме распределены между отделами социальной защиты населения муниципальных образований в зависимости от численности граждан, имеющих право на льготы. В частности, отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ряжский район в 2004 году было выделено 6745710 руб., в том числе дополнительно сверх расчетной суммы 574710 руб.
Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ряжский район признал наличие задолженности перед истцом по финансированию затрат предприятия в сумме 337874 руб. 74 коп., возникших в результате предоставления льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Указал, что между истцом и отделом социальной защиты был заключен договор № 18 от 01.04.2003, в соответствии с которым истец предоставлял жилищно-коммунальные услуги льготным категориям граждан. Отдел социальной защиты, в свою очередь, заключил договор о сотрудничестве по возмещению расходов при реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах" с управлением социальной защиты населения Рязанской области от 5 января 2004 года. При потребности в денежных средствах на финансирование льгот, предоставленных ветеранам, за 2004 год - 7756290 руб. 71 коп. профинансировано 6745710 руб., в результате чего недофинансирование по району составило 1010280 руб. 71 коп. Отдел социальной защиты подавал заявки о финансировании в управление труда и социальной защиты Рязанской области, но выделяемые средства были меньше запрашиваемых. Договором с истцом установлено, что управление несет ответственность в пределах денежных средств, выделенных управлением социальной защиты населения Рязанской области. За 2004 г. из поступивших в отдел социальной защиты через управление социальной защиты населения Рязанской области средств все суммы, причитающиеся истцу, перечислены. Обязательства выполнены полностью, следовательно, отдел социальной защиты муниципального образования - Ряжский район не может нести ответственность за недостаточность выделенных областью средств на реализацию ФЗ "О ветеранах".
Финансовый отдел администрации муниципального образования - Ряжский район Рязанской области признал наличие задолженности перед истцом без уточнения ее размеров, считает это результатом недофинансирования со стороны областных органов, ведающих исполнением федерального и областного бюджетов.
Из материалов дела следует.
Муниципальное казенное предприятие "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" (МКП "РЖКУ") зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией МНС России № 7 по Рязанской области 24 марта 2003 года за основным государственным регистрационным номером 1036226002306. Постановлением главы администрации муниципального образования - Ряжский район от 13 марта 2003 года № 159 утвержден Устав. В соответствии с п. 2.1 Устава целью деятельности предприятия является решение социальных задач по обеспечению потребностей граждан и юридических лиц в жилищно-коммунальных услугах, виды деятельности: обеспечение потребителей горячей водой, оказание услуг по тепло - и энергоснабжению, эксплуатация, текущий ремонт объектов жилого фонда и др.
В октябре - ноябре 2004 года МКП "РЖКУ" осуществляло эксплуатацию, содержание, техническое обслуживание жилого фонда.
01.04.03 между МКП "РЖКУ" и отделом социальной защиты населения - Ряжский район Рязанской области заключен договор № 18 на возмещение расходов (далее по тексту - договор на возмещение расходов), связанных с предоставлением льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 2.1.1 договора на возмещение расходов отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования Ряжского района обязано перечислять МКП "РЖКУ" денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального, областного и районного бюджетов. Срок действия договора установлен - до 01.01.04, пролонгируется ежегодно.
Пунктом 3.1 договора определен порядок расчетов, согласно которому возмещение расходов производится отделом социальной защиты путем перечисления денежных средств на расчетный счет предприятия по мере поступления из федерального, областного, районного бюджетов.
В соответствии с данными, представленными отделом социальной защиты населения муниципального образования - Ряжский район, прогнозируемый объем расходов на реализацию ФЗ "О ветеранах" на 2004 г. предполагался 7756290 руб. 71 коп., профинансировано 6745710 руб., в результате чего недофинансирование по району составило 1010280 руб. 71 коп.
Согласно акту сверки взаимных расчетов между МКП "РЖКУ" и отделом социальной защиты задолженность по возмещению расходов по льготам согласно ФЗ "О ветеранах" за ноябрь 2004 года составила 337874 руб. 74 коп.
Сумма, оставшаяся не возмещенной за ноябрь 2004 г., составила 337874 руб. 74 коп, что явилось основанием для обращения с исковыми требованиями в суд.
Оценив материалы дела, представленные доказательства, доводы сторон, третьих лиц, суд пришел к выводу, что требование истца не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующих обстоятельств.
За период с октября по ноябрь 2004 г. МКП "РЖКУ" оказывало жилищные и коммунальные услуги жителям г. Ряжска Рязанской области, имеющим право на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг с предоставлением 50% скидки от установленного тарифа, исполняя требования Федерального закона "О ветеранах". В связи с чем понесло расходы, не компенсированные из областного бюджета в установленном порядке.
Возмещение расходов осуществлялось согласно договору от 01.04.04 № 18. Данный договор заключен во исполнение Постановления главы администрации Рязанской области от 25.10.02 № 40 "Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации Федеральных законов "О социальной защите инвалидов" и "О ветеранах".
По условиям договора на возмещение расходов определен порядок расчетов, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот категориям граждан, имеющим право на льготы в соответствии с вышеуказанным законом, производится отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ряжский район в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального, областного и районного бюджетов путем перечисления денежных средств платежным поручением на счет предприятия.
В соответствии с Соглашением № 15 от 5 января 2004 года между управлением социальной защиты населения Рязанской области и отделом социальной защиты администрации муниципального образования - Ряжский район Рязанской области управление обязуется перечислять отделу денежные средства на возмещение расходов по реализации Федерального закона "О ветеранах" в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из областного бюджета. Возмещения расходов в рамках финансирования отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования - Ряжский район за 2004 год были произведены в сумме 2251536 руб.
В соответствии с подпунктом "а" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на льготную оплату жилья возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Следовательно, реализация данного вида льгот на территории Рязанской области должна осуществляться органами государственной власти Рязанской области за счет средств областного бюджета, на местные бюджеты такие расходы не возлагаются. Полномочия Рязанской области по реализации Федерального закона "О ветеранах" могут быть переданы органам местного самоуправления при соблюдении установленных действующим законодательством процедур.
В силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете соответствующего уровня. На основании п. 2 этой же статьи увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате реализации решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Абзацем 11 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
Отношения между субъектом и муниципальным образованием оформлены Соглашениями о сотрудничестве по возмещению расходов при реализации ФЗ "О защите инвалидов в РФ" и "О ветеранах".
Согласно Закону Рязанской области "Об областном бюджете на 2004 год" расходы на реализацию льгот, установленных ФЗ РФ "О ветеранах", определены в сумме 377183,70 тыс. руб.
Все денежные средства, поступившие из органов социальной защиты субъекта, были перечислены истцу, однако из-за недостаточности финансирования возмещение осуществлено не в полном объеме. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Расходы на компенсацию коммерческой организации затрат, связанных с предоставлением предусмотренных федеральным законом льгот, являются особой формой расходов бюджета Рязанской области.
Отсутствие в бюджете Рязанской области необходимых денежных средств для предоставления населению г. Ряжска льгот по оплате жилья не является основанием для освобождения от обязанности по компенсации затрат предприятия, связанных с оплатой жилья.
Доводы ФКУ Рязанской области о возможности взыскания с бюджета денежных средств только в случае, если эти средства были заложены в качестве бюджетных обязательств субъекта РФ, но не исполнены им по какой-либо причине, и обязанность субъекта РФ по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм - что Рязанская область выполнила в полном объеме, - суд считает несостоятельными, поскольку недостаточность средств в бюджете субъекта РФ не снимает ответственности с ответчика по возмещению убытков за счет средств бюджета субъекта РФ. Обязанность по возмещению этих расходов возложена на ответчика Федеральным законом "О ветеранах" и каких-либо исключений Закон не предусматривает.
В случаях, когда законы о предоставлении льгот не обеспечиваются бюджетными средствами, у лиц, исполнивших данные законы, возникают убытки по причине незаконных действий (бездействия) государственных органов, не предусмотревших в бюджете денежные средства, необходимые для обеспечения законов.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Постановлением Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154 на управление труда и социальной защиты населения Рязанской области возложены полномочия по представлению в Арбитражных судах Российской Федерации интересов казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг. в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ".
Финансово-казначейскому управлению Рязанской области вышепоименованным постановлением начиная с 01.01.2005 и до исполнения решений судов по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг., предписано предусматривать дополнительные денежные средства на исполнение решений судов по указанным в постановлении искам и направлять их управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области за счет ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете Рязанской области в порядке, установленном Правительством Рязанской области.
Следовательно, по искам о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот в 2003 - 2004 гг., финансово-казначейское управление Рязанской области является ненадлежащим ответчиком.
Истцом предъявлены требования к финансово-казначейскому управлению Рязанской области, поскольку, по его мнению, эта организация "ведает формированием и исполнением бюджета Рязанской области". Между тем, свои требования истец обосновывает нормами гражданского законодательства, регулирующими, в частности, договорные отношения. Выводы истца о том, что надлежащим ответчиком по делу является финансово-казначейское управление Рязанской области являются ошибочными, поскольку противоречат ст. 16, 1069 ГК РФ, Постановлению Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154. Применение в этих обстоятельствах норм, регулирующих договорные отношения, неправомерно, тем более что договорных отношений с ответчиком у него не существовало.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Фактический размер убытков МКП "РЖКУ" по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за октябрь - ноябрь 2004 г. нельзя считать доказанным, поскольку не представлены первичные документы, предоставляющие право именно на льготу в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Ссылка истца на то, что, поскольку отдел социальной защиты муниципального образования - Ряжский район своевременно получал списки льготников, составленные истцом, и подтверждает сумму задолженности, возникшую в результате недофинансирования, эти обстоятельства не нуждаются в доказывании, ошибочна. Признание фактических обстоятельств третьим лицом не освобождает истца от обязанности их доказывания.
В сумму исковых требований - первоначально период - ноябрь 2004 года истец неправомерно включил остаток задолженности за октябрь 2004 года, не предоставив соответствующего расчета и документального обоснования.
Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами необоснованно и не подлежит удовлетворению, поскольку заявленная истцом ко взысканию сумма не является задолженностью ФКУ Рязанской области и к ней не применима ответственность за неисполнение денежного обязательства.
Таким образом, истцом неправильно дана юридическая оценка правовой природы возникшей задолженности, являющейся, по существу, убытками. Как следствие - требование основано на неприменимых к сложившимся отношениям нормах права. Требования не имеют достаточного документального обоснования и заявлены к ненадлежащему ответчику.
Исходя из изложенного, требование о взыскании с финансово-казначейского управления Рязанской области суммы задолженности в сумме 337874 руб. 74 коп. и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в сумме 33602 руб. является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на истца.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В иске к финансово-казначейскому управлению Рязанской области отказать.
2. Взыскать с муниципального казенного предприятия "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" Рязанской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 8929 руб. 53 коп.
3. На решение может быть подана жалоба в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru