Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 02.02.2006 № А54-8714/2005-С21
<ПОСКОЛЬКУ ЗАПРАШИВАЕМЫЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ КОПИИ ДОКУМЕНТОВ НЕ ОТНОСЯТСЯ К СПРАВКАМ ПО ОПЕРАЦИЯМ И СЧЕТАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, СУД ПРИШЕЛ К ВЫВОДУ О ТОМ, ЧТО У БАНКА ОТСУТСТВУЕТ ОБЯЗАННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПО ЗАПРОСУ НАЛОГОВОГО ОРГАНА КОПИИ РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ БАНКОМ СОВЕРШЕНЫ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПО СЧЕТАМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 27.06.2006 № А54-8714/2005-С21 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2006 г. № А54-8714/2005-С21

(извлечение)

Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Рязанской области обратилась в суд с заявлением к ОАО "Прио-Внешторгбанк" о взыскании налоговых санкций в размере 10000 руб. за непредставление справок по операциям и счетам организаций.
Заявитель поддерживает требования, доводы изложены в заявлении.
Ответчик возражает, доводы изложены в отзыве и ходатайстве.
Третье лицо поддерживает позицию заявителя, доводы изложены в письменных пояснениях.
Из материалов дела следует: Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области проводилась выездная налоговая проверка Первичной профсоюзной организации ОАО "Поликонд" Российского союза работников радиоэлектронной промышленности (ППО ОАО "Поликонд"). Проверяемой организацией на основании договора банковского счета в ОАО "Прио-Внешторгбанк" открыт расчетный счет № 40703810300010000147. В ходе проведения мероприятий налогового контроля было установлено, что на данный расчетный счет ППО ОАО "Поликонд" в 2001 - 2004 годах поступили денежные средства в общем размере 21962311,98 руб. с расчетного счета ОАО "Поликонд" № 40702810500010002072, также открытого в ОАО "Прио-Внешторгбанк". Из объяснений должностных лиц ППО ОАО "Поликонд" следует, что инкассовыми поручениями взыскивалась задолженность по заработной плате работников ОАО "Поликонд" на основании удостоверений комиссии по трудовым спорам и доверенностей работников ОАО "Поликонд", выданных ППО ОАО "Поликонд", на взыскание данных сумм в принудительном порядке. У ППО ОАО "Поликонд" отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие фактические обстоятельства, связанные с получением денежных средств с расчетного счета ОАО "Поликонд". Как пояснил в судебном заседании представитель третьего лица, у налогового органа возникла объективная необходимость в соответствующем анализе и оценке сведений о данных операциях по расчетным счетам организаций, для принятия в последующем законного и обоснованного решения по результатам выездной налоговой проверки.
В связи с этим Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области в адрес ОАО "Прио-Внешторгбанк" был направлен запрос № 12-09/4370 от 30.03.2005 о предоставлении детализированной информации о движении денежных средств ОАО "Поликонд" за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 по расчетным счетам № 40702810500010002072 и № 40702810900000001405.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области в адрес ОАО "Прио-Внешторгбанк" был также направлен запрос № 12-09/4371 от 30.03.2005 о предоставлении информации о движении денежных средств ОАО "Поликонд" за период с 01.01.2001 по 30.06.2004 по расчетным счетам № 40702810600010301877 и № 40702810400010000349.
Во исполнение указанных запросов письмом № 20/1576 от 11.04.2005 банк направил движение денежных средств ОАО "Поликонд" по расчетным счетам № 40702810500010002072, № 40702810900000001405, № 40702810600010301877 и № 40702810400010000349 за указанные в запросе периоды - на 51 листе.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области в адрес ОАО "Прио-Внешторгбанк" был направлен запрос № 12-09/5349 от 12.04.2005 о предоставлении информации о движении денежных средств Первичной профсоюзной организации ОАО "Поликонд" Российского союза работников радиоэлектронной промышленности по расчетному счету № 40703810300010000147 за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
Во исполнение указанного запроса письмом № 20/1685 от 15.04.2005 банк направил движение денежных средств по расчетному счету ППО ОАО "Поликонд" № 40703810300010000147 за указанный в запросе период - на 3-х листах формата А-3.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области в адрес ОАО "Прио-Внешторгбанк" был направлен мотивированный запрос № 12-09/5606 от 19.04.2005 о представлении сведений об инкассовых поручениях, выставленных ППО ОАО "Поликонд" через расчетный счет № 40703810300010000147 на расчетный счет № 40702810500010002072 ОАО "Поликонд" за период с 01.01.2001 по 01.07.2004. В частности, представить копии:
- инкассовых поручений с отметками об исполнении;
- документов, представленных клиентом в подтверждение права на бесспорное взыскание по данным инкассовым поручениям;
- документов, подтверждающих акцептирование плательщиком списание сумм по данным инкассовым поручениям.
В ответ на данный запрос ОАО "Прио-Внешторгбанк" письмом № 20/1791 от 21.04.2005 отказало в предоставлении данной информации, указав, что ранее им уже представлены расширенные выписки по расчетному счету ППО ОАО "Поликонд" № 40703810300010000147 (сопроводительное письмо № 20/1625 от 15.04.2005), а также по расчетному счету ОАО "Поликонд" № 40702810500010002072 (сопроводительное письмо № 20/1576 от 11.04.2005).
28.04.2005 Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области в адрес ОАО "Прио-Внешторгбанк" в рамках встречной проверки было направлено требование № 12-10/6390 от 28.04.2005 о представлении аналогичных документов за 2001 - 2004 гг.
Во исполнение требования ОАО "Прио-Внешторгбанк" письмом № 20/2064 от 06.05.2005 направило перечень инкассовых поручений с указанием исполнительных документов, являющихся основанием бесспорного взыскания денежных средств с расчетного счета ОАО "Поликонд".
В связи с неисполнением банком обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 86 НК РФ, Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области составлен акт № 12-10/127 от 14.05.2005 о нарушении ответчиком законодательства о налогах и сборах.
24.05.2005 банк представил в налоговый орган возражения по акту № 12-10/127 от 14.05.2005.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 135.1 НК РФ.
   ------------------------------------------------------------------

По результатам рассмотрения материалов проверки в присутствии представителя ОАО "Прио-Внешторгбанк" с учетом представленных возражений 31.05.2005 вынесено решение № 76 о привлечении банка к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по п. 1 ст. 1351 ПК РФ и взыскании штрафа в размере 10000 руб.
Требование Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области № 458 от 10.06.2005 об уплате указанной суммы штрафа получено ответчиком 10.06.2005, но до настоящего времени не исполнено.
Решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области № 76 от 31.05.2005 было обжаловано банком в Управление ФНС России по Рязанской области, жалоба оставлена без удовлетворения.
Решение налогового органа в судебном порядке не обжаловано, сумма штрафа добровольно не уплачена. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность банков за непредставление по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок.
В подпункте 11 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляется право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней. В пункте 2 той же статьи предусмотрено, что налоговые органы могут осуществлять и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. К числу таких прав может быть отнесено и предусмотренное пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации право требовать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Аналогичная норма содержится в абзаце первом пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", наделяющем налоговые органы правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. В силу требований Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма должна пониматься и применяться как не противоречащая Налоговому кодексу Российской Федерации и, следовательно, не налагающая дополнительные, сверх установленных им, обязанности на налогоплательщиков, - в противном случае она не подлежит применению.
Порядок представления банками справок по операциям и счетам организаций законодательством Российской Федерации - вопреки предписанию статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации - до настоящего времени не определен. В его отсутствие Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, разъясняя порядок направления налоговыми органами мотивированных запросов в адрес кредитных организаций, в письме от 27 мая 2004 года № 24-2-02/410 уточнило, что при отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.
Иными словами, не исключается право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля. В этом случае отказ банка не может повлечь ответственность, предусмотренную статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Споры же банка и налогового органа по вопросу законности и обоснованности истребования соответствующих справок подлежат рассмотрению судами в установленном законом порядке.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 453-О от 14.12.2004, "что касается пункта 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего санкцию за нарушение банком требования, закрепленного пунктом 2 статьи 86 данного Кодекса, то ни содержание, ни название статьи 135.1 (Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка) не свидетельствуют о том, что ею устанавливается ответственность банка за действия, которые не вменяются ему в обязанность".
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни и личную тайну и не допускает распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 23, часть 1; статья 24, часть 1). Одной из гарантий данного конституционного права, защищаемого федеральным законом от любого произвольного вмешательства, является институт банковской тайны.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (статья 857 ГК РФ).
На основании статьи 26 Закона Российской Федерации от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Установив, таким образом, обязанность банка обеспечить банковскую тайну и ее основные объекты, включая тайну операций по счету, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, законодатель одновременно предусмотрел, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются Законом.
Вместе с тем федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению налоговым органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц. В частности, согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и Арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Таким образом, законодатель прямо указал, в каком объеме банки обязаны представить сведения, составляющие банковскую тайну, - документы, подтверждающие исполнение платежных поручений, в частности справки по операциям и счетам. Представление иных документов не предусмотрено.
В данном случае в связи с осуществлением налоговой проверки Первичной профсоюзной организации ОАО "Поликонд" Российского союза работников радиоэлектронной промышленности налоговый орган направил банку мотивированный запрос о представлении документов, относящихся к деятельности ППО ОАО "Поликонд" и ОАО "Поликонд", имеющих счета в банке, а именно: о представлении сведений об инкассовых поручениях, выставленных ППО ОАО "Поликонд" через расчетный счет № 40703810300010000147 на расчетный счет № 40702810500010002072 ОАО "Поликонд" за период с 01.01.2001 по 01.07.2004. В частности, представить копии:
- инкассовых поручений с отметками об исполнении;
- документов, представленных клиентом в подтверждение права на бесспорное взыскание по данным инкассовым поручениям;
- документов, подтверждающих акцептирование плательщиком списание сумм по данным инкассовым поручениям.
Поскольку запрашиваемые налоговым органом копии документов не относятся к справкам по операциям и счетам организаций, Арбитражный суд пришел к выводу о том, что у ОАО "Прио-Внешторгбанк" отсутствует обязанность представлять по запросу налогового органа копии расчетно-платежных документов, на основании которых банком совершены банковские операции по счетам.
Как следует из материалов дела, банк, с учетом статьи 86 НК РФ и статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", до составления акта № 12-10427 от 14.05.2005, представил в налоговый орган расширенные выписки о движении денежных средств по расчетному счету ППО ОАО "Поликонд" № 40703810300010000147 и по расчетному счету ОАО "Поликонд" № 40702810500010002072, а также перечень инкассовых поручений с указанием исполнительных документов, являющихся основанием бесспорного взыскания денежных средств с расчетного счета ОАО "Поликонд", что по своей сути является справкой по операциям и счетам клиентов, в которой отражено движение денежных средств.
Суд считает, что диспозиция ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает конкретный субъект правоотношений - банк, и нарушение, совершенное им - непредставление справок, а не сведений и копий документов. Ненадлежащее, с точки зрения налогового органа, оформление указанных справок ответственности не влечет.
Суд считает, что довод ОАО "Прио-Внешторгбанк" о том, что акт составлен с нарушением положений ст. 101.1 НК РФ, нашел свое подтверждение. В силу п. 1 ст. 101.1 НК РФ, при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. В случае, когда указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте. Как следует из материалов дела, акт № 12-10/127 от 14.05.2005 о нарушении ОАО "Прио-Внешторгбанк" законодательства о налогах и сборах не подписан лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.
Довод ОАО "Прио-Внешторгбанк" о том, что с исковым заявлением в суд обратился не тот налоговый орган, который вынес решение о привлечении к ответственности, отклоняется судом исходя из следующего. В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов сборов, и его территориальные органы. В соответствии с п. 1, п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ № 506 от 30.09.2004) Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов; Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов. В соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или Арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах. В настоящее время полномочия межрегиональных инспекций по территориальному признаку не разграничены. Как пояснили в ходе судебного разбирательства представители заявителя и третьего лица, ОАО "Прио-Внешторгбанк" находится на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области и требование об уплате налоговой санкции, в порядке абз. 2 п. 1 ст. 104 НК РФ, было выставлено Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области, которая осуществляет дальнейшее администрирование поступления в бюджет штрафных санкций. Поскольку ответчик не уплатил сумму штрафа в добровольном порядке, Межрайонная ИФНС России № 1 по Рязанской области, в порядке абз. 3 п. 1 ст. 104 НК РФ, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
В пункте 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что в соответствии со статьей 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). При применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает составление акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.1 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт.
Поскольку Кодекс не регламентирует порядок и сроки фиксации правонарушения по пункту 1 статьи 135.1 НК РФ, день его обнаружения и, следовательно, момент начала течения срока, установленного пунктом 1 статьи 115 Кодекса, определяется исходя из обстоятельств совершения и выявления данного правонарушения.
Из имеющегося в материалах дела сообщения ОАО "Прио-Внешторгбанк" от 21.04.2005 № 20/1791 следует, что ответ банка получен налоговым органом 25.04.2005. Тем самым налоговому органу с данной даты стало известно, что 25.04.2005 банк, по мнению налогового органа, совершил правонарушение.
Установленный законодательством о налогах и сборах шестимесячный срок для взыскания штрафа за данное правонарушение истек 26.10.2005. Заявление поступило в суд 09.11.2005, то есть с пропуском установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ срока.
Доказательства, опровергающие вывод суда или свидетельствующие об иной дате установления налоговым органом факта совершения банком нарушения, налоговым органом не представлены.
В силу ст. 109 НК РФ при отсутствии события налогового правонарушения и истечении сроков давности привлечения к ответственности лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что правовые основания для удовлетворения заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Рязанской области о взыскании с ОАО "Прио-Внешторгбанк" налоговых санкций в размере 10000 руб. отсутствуют.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2004) налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 215, 216 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Рязанской области о взыскании с ОАО "Прио-Внешторгбанк" налоговых санкций в размере 10000 руб. отказать.
2. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в течение месяца со дня его принятия. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru