Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - ШАЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
(утв. Решением Шацкой районной Думы от 31.01.2006 № 132)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






Утверждено
решением
Шацкой районной Думы
от 31 января 2006 г. № 132

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ - ШАЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

ПАСПОРТ

   ----------------------T------------------------------------------------------------¬

¦Наименование ¦Целевая программа "Комплексные меры противодействия¦
¦программы ¦злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в¦
¦ ¦муниципальном образовании - Шацкий муниципальный район на¦
¦ ¦2006 - 2010 годы" (далее - Программа) ¦
+---------------------+------------------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Администрация муниципального образования - Шацкий¦
¦ ¦муниципальный район ¦
+---------------------+------------------------------------------------------------+
¦Разработчики ¦Администрация муниципального образования - Шацкий¦
¦Программы ¦муниципальный район; ¦
¦ ¦Управление образования и молодежной политики муниципального¦
¦ ¦образования - Шацкий муниципальный район; ¦
¦ ¦ОВД Шацкого района; ¦
¦ ¦Прокуратура Шацкого района (по согласованию); ¦
¦ ¦Межведомственная комиссия ¦
+---------------------+------------------------------------------------------------+
¦Основания ¦Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О¦
¦для разработки¦наркотических средствах и психотропных веществах"; Закон¦
¦Программы ¦Рязанской области от 15.09.2003 № 62-ОЗ "Об организации¦
¦ ¦профилактики наркомании, токсикомании в Рязанской области";¦
¦ ¦Постановление Губернатора Рязанской области от 12 июля 2004¦
¦ ¦года № 379-пг "Об областной межведомственной комиссии по¦
¦ ¦противодействию незаконному обороту наркотических средств и¦
¦ ¦психотропных веществ и злоупотреблению ими" ¦
+---------------------+------------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи¦Создание условий для недопущения распространения и¦
¦Программы ¦употребления наркотических и психотропных веществ,¦
¦ ¦наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений¦
¦ ¦до уровня минимальной опасности для общества; ¦
¦ ¦выявление лиц, употребляющих наркотические и психотропные¦
¦ ¦вещества; ¦
¦ ¦создание положительной информационной и культурной тенденции¦
¦ ¦по формированию у детей, подростков, молодежи и взрослого¦
¦ ¦населения антинаркотического мировоззрения, здорового образа¦
¦ ¦жизни и духовно-нравственной культуры в обществе; ¦
¦ ¦координация взаимодействия государственных, муниципальных¦
¦ ¦органов власти и общественных организаций по вопросам¦
¦ ¦совершенствования форм и методов противодействия¦
¦ ¦распространению наркомании и ее профилактики, создание в¦
¦ ¦районе межведомственной комплексной системы мер¦
¦ ¦противодействия незаконному обороту наркотиков и¦
¦ ¦профилактики наркомании среди различных групп населения,¦
¦ ¦прежде всего детей и подростков, с целью снижения роста¦
¦ ¦злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота,¦
¦ ¦сокращения масштаба распространения наркомании и связанных с¦
¦ ¦ней преступности и правонарушений ¦
+---------------------+------------------------------------------------------------+
¦Сроки реализации¦2006 - 2010 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Организационные и правовые меры противодействия¦
¦мероприятия ¦злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту; ¦
¦Программы ¦обеспечение контроля за производством и распределением ¦
¦ ¦наркотиков; ¦
¦ ¦мероприятия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; ¦
¦ ¦координация межведомственного взаимодействия с организациями¦
¦ ¦всех форм собственности и ведомствами, негосударственными¦
¦ ¦организациями, общественными объединениями, религиозными¦
¦ ¦конфессиями и творческими союзами; ¦
¦ ¦пропаганда здорового образа жизни; ¦
¦ ¦медицинское просвещение, лечение и реабилитация лиц,¦
¦ ¦потребляющих наркотики без назначения врача; ¦
¦ ¦организация деятельности образовательных учреждений; ¦
¦ ¦организация деятельности средств массовой информации в¦
¦ ¦совершенствовании антинаркотической пропаганды ¦
+---------------------+------------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Администрация муниципального образования - Шацкий¦
¦Программы ¦муниципальный район ¦
¦ +------------------------------------------------------------+
¦ ¦Средние, среднеспециальные и другие образовательные¦
¦ ¦учреждения Шацкого района ¦
¦ +------------------------------------------------------------+
¦ ¦Шацкая МУЗ ЦРБ ¦
¦ ¦ГУЗ Вышинская психиатрическая больница ¦
¦ +------------------------------------------------------------+
¦ ¦Управление образования и молодежной политики муниципального¦
¦ ¦образования - Шацкий муниципальный район ¦
¦ +------------------------------------------------------------+
¦ ¦Управление культуры муниципального образования - Шацкий¦
¦ ¦муниципальный район ¦
¦ +------------------------------------------------------------+
¦ ¦Прокуратура Шацкого района (по согласованию) ¦
¦ +------------------------------------------------------------+
¦ ¦Военный комиссариат Шацкого района (по согласованию) ¦
¦ +------------------------------------------------------------+
¦ ¦Департамент федеральной государственной службы занятости ¦
¦ ¦населения по Шацкому району (по согласованию) ¦
+---------------------+------------------------------------------------------------+
¦Объемы и источники¦Финансирование Программы осуществляется за счет средств¦
¦финансирования ¦местного бюджета и спонсорской помощи населения района ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦Снижение уровня незаконного потребления и оборота¦
¦результаты ¦наркотических средств и психотропных веществ и связанного с¦
¦ ¦ними уровня преступности; ¦
¦ ¦создание и развитие инфраструктуры учреждений и служб,¦
¦ ¦осуществляющих деятельность в районе профилактики наркомании¦
¦ ¦и пропаганды здорового образа жизни; ¦
¦ ¦повышение качества предоставляемых услуг в области¦
¦ ¦профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией; ¦
¦ ¦создание единой информационно-аналитической и справочной ¦
¦ ¦базы данных в области профилактики, лечения и реабилитации ¦
¦ ¦больных наркоманией; ¦
¦ ¦укрепление взаимодействия между органами государственной¦
¦ ¦власти, органами местного самоуправления и их учреждениями и¦
¦ ¦общественными организациями по вопросам противодействия¦
¦ ¦распространению наркомании ¦
+---------------------+------------------------------------------------------------+
¦Система ¦Общее руководство Программой и координацию работы по ее¦
¦организации ¦исполнению осуществляет Шацкая районная межведомственная¦
¦контроля ¦комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими¦
¦за исполнением¦средствами и их незаконному обороту. Контроль за реализацией¦
¦Программы ¦Программы со стороны государственного заказчика осуществляет¦
¦ ¦глава муниципального образования - Шацкий муниципальный¦
¦ ¦район ¦
L---------------------+-------------------------------------------------------------


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
решения наркотической проблемы программными методами

Современная ситуация в Рязанской области характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике региона, правопорядку и безопасности.
Постоянно происходит увеличение количества лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. За 1996 - 2003 годы число наркозависимых, состоящих на учете, увеличилось более чем в 10 раз и в конце 2003 года официально составило 747 человек.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти 70% потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания.
По данным социологических исследований, проведенных в 2003 году, из более 1100 респондентов в возрасте от 15 до 22 лет 19% учащихся школ, училищ и колледжей знают места, где продают наркотики. 60% всех опрошенных посещают ночные бары и дискотеки. Каждому восьмому из них незнакомые люди предлагали попробовать наркотики. Чаще всего учащимся предлагают попробовать наркотики их знакомые. Почти каждый четвертый опрошенный (23,7%) стоял перед выбором, пробовать или нет. 16% честно ответили, что если им в своей компании предложат попробовать наркотики, то они не откажутся. У каждого четвертого респондента (23,2%) есть в окружении потребители наркотиков: это знакомые, близкие друзья, одноклассники (сокурсники), родственники. Хотя бы один раз пробовали наркотики 19,9% всех респондентов (в 2000 г. - 17,3%). Наркотики пробовали каждая десятая девушка (10,5%) и каждый четвертый юноша (25,4%). Соотношение юношей и девушек по сравнению с 2000 г. не изменилось.
Число связанных с наркотиками преступлений за последние 10 лет увеличилось в 8 раз. Только Управлением Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Рязанской области с 1 июля 2003 года по 1 июля 2004 года выявлено 480 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе 324 тяжких и особо тяжких, пресечено 217 фактов сбыта наркотиков. Прекращена деятельность 18 подпольных лабораторий по производству наркотических веществ из медицинских эфедриносодержащих препаратов. Из незаконного оборота изъято 219 кг наркотических средств и психотропных веществ, в том числе около 3,5 кг героина.
При этом темпы работы по пресечению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков имеют тенденцию к росту: так, если за 2 полугодие 2003 года было выявлено 157 преступлений, в том числе 89 тяжких и особо тяжких, пресечено 88 фактов сбыта наркотиков, то за 6 месяцев текущего года выявлено 323 наркопреступления, в том числе 235 тяжких и особо тяжких, что более чем в 2,5 раза превышает показатели прошлого года. Пресечено 152 факта сбыта наркотиков, прирост которых составил 73%.
Однако эти цифры не в полной мере отражают реальную обстановку. По оценке российских и международных экспертов, выявляется не более 10 - 15 процентов таких преступлений. Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер.
Наиболее опасной тенденцией является стремительный рост контрабанды наркотиков в регионе. Развитая сеть автомобильных и железных дорог, наличие сообщения водным транспортом по бассейну реки Оки делают Рязанскую область возможным перевалочным пунктом в центральный и северо-западный регионы европейской части России. Более половины всех изымаемых в регионе наркотиков имеет иностранное происхождение. Особую опасность при этом представляет увеличивающийся поток героина и опия из Центрально-Азиатского региона, главным образом из Афганистана - крупнейшего экспортера этих наркотиков.
В регионе происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, кокаин, героин, синтетические наркотики вытесняют маковую солому и марихуану. Развивается нелегальное производство наркотиков. При этом в преступную деятельность втягиваются лица с высоким уровнем образования и специальных знаний, которые используют эти знания для производства синтетических наркотиков в подпольных лабораториях.
Продолжается поступление наркотиков из легального оборота в незаконный. Имеют место многочисленные нарушения правил производства, приобретения, хранения и реализации наркотиков.
Сложившееся положение явилось следствием:
разрушения системы профилактики преступлений;
наличия недостатков правового регулирования в сфере правоотношений, возникающих в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие злоупотреблению наркотиками;
недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, существования проблем материально-технического и финансового обеспечения;
открытости значительной части государственной границы, способствующей включению России и региона в сферу интересов международного наркобизнеса.
Все эти факторы сохраняются и сейчас, что дает повод прогнозировать развитие криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.
В ближайшей перспективе в регионе возможны:
дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе сфер влияния, в результате чего может быть установлен контроль наркоструктур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;
расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;
возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.
Тем не менее в регионе имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и контроля за легальным оборотом наркотиков.
Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях.
Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных наркогруппировок, а также об их связях.
Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности.
Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, международное сотрудничество в сфере профилактики и борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.
Программа разработана в соответствии с критериями формирования региональных целевых программ.
В частности, Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Федеральной службы наркоконтроля Российской Федерации по Рязанской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и должна решаться программно-целевыми методами.
Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: внедрение учебных программ и учебных спецкурсов по формированию антинаркотического мировоззрения и проведение методологической подготовки по управлению социальными процессами, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых профилактических и медико-реабилитационных учреждений, разработка новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка специалистов. Вместе с тем растягивать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью.

2. Цели и задачи Программы

Основными целями и задачами Программы являются:
- включение Шацкого района в областную межведомственную систему противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ и профилактики наркомании среди различных групп населения, прежде всего детей, подростков и молодежи, с целью приостановления роста злоупотребления наркотиков и психотропных веществ и их незаконного оборота;
- недопущение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений;
- совершенствование нормативно-правовой базы в области противодействия злоупотреблению наркотиков и психотропных веществ и антинаркотической пропаганды;
- создание системы мониторинга распространения наркомании;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики;
- совершенствование форм и методов профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни и формированию здорового жизненного стиля;
- подготовка специалистов в области профилактики наркомании;
- работа СМИ по формированию у детей, подростков, молодежи и взрослого населения антинаркотического мировоззрения, здорового образа жизни и духовно-нравственной культуры в обществе.

3. Основные мероприятия

Программа включает следующие основные мероприятия по приоритетным направлениям в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и психотропными веществами и их незаконному обороту:
1. Организационные и правовые меры профилактики и противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- создание системы мониторинга распространения наркомании;
- система подготовки специалистов в области профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией.
2. Обеспечение контроля за производством и распределением наркотиков и борьбе с их незаконным оборотом:
- развитие органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, за счет повышения профессионального уровня сотрудников и укрепления материально-технической базы;
- контроль за легальным производством и распределением наркотиков;
- проведение оперативно-профилактических операций и иных мероприятий, направленных на выявление правонарушений в системе легального оборота наркотиков, перекрытия каналов их утечки, выявление и ликвидацию подпольных нарколабораторий и пресечение незаконного оборота наркотиков.
3. Координация межведомственного взаимодействия с государственными организациями и ведомствами, негосударственными организациями, общественными объединениями, религиозными конфессиями и творческими союзами:
- развитие практики заключения многосторонних договоров, соглашений между ведомствами в области контроля за легальным оборотом наркотиков и борьбы с распространением наркомании;
- совместное проведение научно-практических, учебных, культурных и массовых мероприятий.
4. Пропаганда здорового образа жизни:
- создание системы просвещения и совершенствования антинаркотической пропаганды;
- создание и размещение социальной рекламы, направленной на формирование здорового образа жизни.
5. Медицинское просвещение, лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача:
- развитие и укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, осуществляющих лечение и реабилитацию больных наркоманией;
- внедрение новых терапевтических программ для детей и подростков, страдающих наркоманией и токсикоманией.
6. Организация деятельности образовательных учреждений:
- совершенствование научно-методического и учебно-методического обеспечения деятельности учреждений образования по формированию у детей и подростков антинаркотической ориентации;
- создание в образовательных учреждениях центров профилактики наркомании;
- методическое обеспечение в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.
7. Организация деятельности средств массовой информации и противодействие пропаганде и незаконной рекламе:
- создание системы просвещения и совершенствования антинаркотической пропаганды;
- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам противодействия незаконной рекламе и лицензирования рекламной деятельности.

4. Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на период с 2006 по 2010 год. Начало реализации Программы - 1 февраля 2006 года, окончание - 31 декабря 2010 года.

5. Механизм реализации, организация управления
и контроль за ходом исполнения Программы

Программой определен круг исполнителей. Организации, указанные в графе "Исполнители" прилагаемого перечня мероприятий по реализации и финансовому обеспечению Программы, несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
Исполнители ежеквартально представляют в межведомственную комиссию отчет о выполнении программных мероприятий.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется главой муниципального образования - Шацкий муниципальный район.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет финансово-казначейское управление муниципального образования - Шацкий муниципальный район.
Общее руководство и координацию работы по исполнению Программы обеспечивает межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

6. Оценка эффективности Программы

Об эффективности Программы будет свидетельствовать наличие в деятельности органов местного самоуправления, их учреждений и общественных организаций четко организованной системы по:
- недопущению поступления в Шацкий район наркотиков и пресечению их сбыта;
- профилактике наркомании среди населения Шацкого района и прежде всего в молодежной среде;
- лечению и реабилитации наркозависимых с последующей их ресоциализацией.
Следствием успешной работы этой системы явится реальное снижение уровня незаконного оборота наркотических средств и злоупотребления ими.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru