Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УФНС РФ по Рязанской области от 20.01.2006 № 12-21/0470@
"НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ПО-НОВОМУ"

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", N№ 24-25, 07.02.2006






ФНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 20 января 2006 г. № 12-21/0470@

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ПО-НОВОМУ

Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены поправки в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса).
Некоторые поправки затрагивают операции прошлых налоговых периодов, т.е. изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года или с 1 января 2004 года. Часть поправок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, часть вступает в силу с 1 января 2006 года и с 1 января 2007 года.
Изменения, внесенные Законом в "доходную" часть налога на прибыль, относятся к внереализационным доходам и доходам, которые не участвуют в расчете налоговой базы.
Поправки затронут также порядок документального обоснования доходов налогоплательщика. Теперь, согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса, для этих целей могут служить не только первичные, но и другие подтверждающие документы.
Внесено уточнение в подпункт 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Суммы списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетом не признаются доходом в целях налогообложения только в части уплаты налогов и сборов. Таким образом, на суммы пеней и штрафов это положение больше не распространяется.
Кроме того, теперь подпунктом 32 пункта 1 статьи 251 Кодекса будет разрешено не признавать налогооблагаемым доходом капитальные вложения в виде неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором.

Перемены по части расходов

В пункт 1 статьи 252 Кодекса внесена поправка в отношении документов, подтверждающих понесенные расходы, которые принимаются в целях налогообложения и уменьшают полученные доходы. Подтвердить свои затраты налогоплательщики теперь могут как документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, так и документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота того иностранного государства, на территории которого были произведены данные расходы.
Кроме того, можно использовать документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы. К таким документам, в частности, относятся: таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе в соответствии с договором. Заметим, что на практике такие документы использовались и ранее. Однако сейчас такая норма закреплена законодательно, что позволит избежать разногласий с налоговыми органами при проверке.

Материальные расходы

Так, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 в состав материальных расходов разрешено помимо затрат на приобретение спецодежды относить затраты на приобретение других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ.
Пунктом 2 статьи 254 Кодекса устанавливается порядок определения стоимости излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Эта стоимость равна сумме налога, исчисленной с внереализационного дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 статьи 250 Кодекса.
Таким образом, теперь в налоговом учете при реализации выявленных излишков товаров полученная выручка может быть уменьшена на стоимость излишков товаров, которая равна произведению их стоимости, отраженной в составе внереализационных доходов, и ставки налога на прибыль. Подобным образом нужно поступать и при передаче выявленных излишков в производство.
Кроме того, теперь в подпункте 3 пункта 7 статьи 254 Кодекса четко расшифрована норма о технологических потерях в производстве. Таковыми будут признаваться потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Расходы на оплату труда

С 1 января 2006 года в расходы на оплату труда, согласно пункту 5 статьи 255 Кодекса, в целях налогообложения можно будет относить также и расходы организаций на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.
Кроме того, пунктом 13 статьи 255 Кодекса внесены дополнения о том, что в состав расходов на оплату труда включены также расходы на оплату проезда работника к месту учебы и обратно.

Амортизируемое имущество

Существенный блок поправок касается капитальных вложений в арендованное имущество.
Теперь, согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса, у арендатора признаются амортизируемым имуществом капитальные вложения в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество, которые он произвел с согласия арендодателя.
Пунктом 1 статьи 258 Кодекса предлагается следующий порядок амортизации капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованные объекты основных средств, указанных в пункте 1 статьи 256 Кодекса:
- капитальные вложения, расходы на которые возмещаются арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном главой 25 Кодекса;
- капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификатором основных средств.
С 2006 года в пункты 1 и 2 статьи 259 Кодекса вводится новое положение, согласно которому налогоплательщики получат право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Кодекса. Указанные расходы не учитываются при расчете сумм амортизации.

Прочие изменения

Согласно поправкам в пункте 2 статьи 262 Кодекса изменится порядок списания расходов организаций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Теперь при условии использования НИОКР в производстве, т.е. по успешным исследованиям, расходы равномерно включаются в состав прочих расходов в течение 2 лет.
При этом законопроект снимает ограничения по размеру списания расходов на НИОКР, которые не дали положительного результата. Затраты по неудачным НИОКР теперь можно будет списывать полностью в течение 3 лет. В настоящее время согласно пункту 2 статьи 262 Кодекса норматив отнесения этих затрат в уменьшение налоговой базы составляет 70% в течение 3 лет.
Корректируется состав расходов, поименованных в подпункте 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса. Теперь добавляется момент о том, что в случаях, когда имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, у лизингодателя принимаются расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. Кроме того, введен новый подпункт 8.1 статьи 272 Кодекса, согласно которому расходы по приобретению переданного в лизинг имущества признаются в качестве расходов в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены арендные (лизинговые) платежи.
В соответствии с предлагаемыми изменениями в пункте 4 статьи 264 Кодекса уточнено, что к рекламным будут относиться расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих также сведения о товарных знаках и знаках обслуживания организации.
Кроме того, в подпункт 48 пункта 1 статьи 264 Кодекса вносится поправка, уточняющая, что расходы на содержание помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы организаций, учитываются в составе прочих расходов только в случае, если они не учтены в составе расходов, связанных с использованием объектов обслуживающих производств согласно статье 275.1 Кодекса.
В пункт 1 статьи 266 Кодекса вносится важная поправка, устанавливающая ряд условий для формирования резерва по сомнительным долгам. Так, сомнительным долгом будет признаваться любая задолженность, возникшая только в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором. Таким образом, включить в резерв по сомнительным долгам нельзя будет просроченную дебиторскую задолженность, например, по договору уступки права требования, т.к. она не связана с реализацией продукции.
Общественные организации инвалидов и организации, более 50% работников которых - инвалиды и доля расходов на оплату их труда составляет не менее 25% от общего фонда оплаты труда, смогут создавать резерв предстоящих расходов на обеспечение социальной защиты инвалидов. Порядок формирования такого резерва предусмотрен новой статьей 267.1 Кодекса "Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов".
Вносится уточнение в пункт 1 статьи 269 Кодекса, определяющее, что проценты по долговым обязательствам в размере ставки рефинансирования Центробанка России, увеличенной в 1,1 раза (по рублевым долговым обязательствам), будут приниматься к вычету из налоговой базы в следующем порядке:
- в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении ставки процентов в течение всего срока действия долгового обязательства, - в размере ставки рефинансирования Центробанка России, действовавшей на дату привлечения денежных средств;
- в отношении прочих долговых обязательств - в размере ставки рефинансирования Центробанка России, действующей на дату признания расходов в виде процентов.
В статью 275.1 Кодекса внесены изменения, касающиеся круга плательщиков, которые должны отдельно формировать налоговую базу по обслуживающим производствам и хозяйствам. Теперь придется вести отдельный учет доходов и расходов по всем обслуживающим производствам и хозяйствам независимо от того, является такая структурная единица обособленным подразделением или нет. Сейчас этот порядок распространяется только на обособленные подразделения.
Важные поправки вносятся в подпункт 2 пункта 1 статьи 277 Кодекса, определяющий особенности расчета налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный капитал организации, а именно:
- имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный капитал, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса в уставный капитал имущества. Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении осуществляются передающей стороной, при условии, что эти расходы определены в качестве взноса в уставный капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественного права) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю;
- при внесении имущества физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации, начисленной в целях налогообложения прибыли, но не выше рыночной стоимости этого имущества, подтвержденной независимым оценщиком.
С 2006 года совокупная сумма переносимого убытка, предусмотренного пунктом 2 статьи 283 Кодекса, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50% налоговой базы. А с 1 января 2007 года убытки будут переносить на будущее без ограничений. Напоминаем, что в настоящее время можно уменьшать налоговую базу на убытки прошлых налоговых периодов в размере, не превышающем 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода.
Вносится поправка в пункт 2 статьи 288 Кодекса, касающаяся уплаты налога организациями, имеющими большую филиальную сеть, в т.ч. на территории одного субъекта РФ. В данной ситуации налогоплательщик имеет право сумму налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта, определять исходя из совокупности показателей всех обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта, и соответственно платить за все подразделения через одно обособленное подразделение по выбору налогоплательщика, уведомив об этом налоговые инспекции, в которых подразделения стоят на учете.
Кроме того, необходимо учесть, что с 01.01.2005 доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, будет определяться как средняя арифметическая величина удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников исходя из фактических показателей за отчетный (налоговый) период.

Отдел налогообложения прибыли (дохода)
Управления ФНС России по Рязанской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru