Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 26.12.2005 № А54-4570/2005-С10
<УЧИТЫВАЯ ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО ЧАСТЬ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ДЛЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ УСЛУГ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ИСТЕЦ ИСПОЛЬЗОВАЛ НЕ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ, ЕГО ТРЕБОВАНИЯ В ЧАСТИ ВЗЫСКАНИЯ УБЫТКОВ В ВИДЕ НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2005 г. № А54-4570/2005-С10

ОАО "Рязаньоблгаз" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и субъекту РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления по Рязанской области, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области, Управления внутренних дел Рязанской области, о взыскании убытков в сумме 72484 руб.
Истец, неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте просит взыскать с ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ убытки в размере 59261 руб. 11 коп за период с 01.01.2001 по 01.07.2002 и с ответчика - субъекта РФ - Рязанская область в лице ФКУ Рязанской области за счет казны Рязанской области убытки в размере 13222 руб. 89 коп. за период с 01.01.2001 по 01.07.2002. Указанное уточнение исковых требований судом принято.
Ответчиками заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по взысканию убытков за 2001 г. Заявление ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности судом принято.
Истец требование о взыскании с ответчиков убытков в общей сумме 72484 руб., образовавшихся за период с 1 января 2001 г. по 1 июля 2002 г., поддержал в полном объеме с учетом заявленных уточнений. По мнению ОАО "Рязаньоблгаз", убытки следует взыскать за счет средств федерального и областного бюджетов. Представитель истца пояснил, что взыскиваемые убытки образовались в связи с реализацией на льготных условиях природного газа сотрудникам милиции, членам их семей и пенсионерам МВД, проживающим на территории Сасовского района Рязанской области в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции".
Ответчик - Министерство финансов РФ исковые требования не признает, поясняя, что сумма субсидий, выделенных для Рязанской области в размере 22.108 тыс. рублей, поступила в областной бюджет. Указанные денежные средства предназначались для целевого финансирования текущих расходов 2002 г. и не могли быть использованы на иные цели в силу ст. 6, 38 Бюджетного кодекса РФ. Однако сумма выделенных субсидий была израсходована истцом не по целевому назначению. Ответчик указывает на то, что денежных средств в сумме 34920 руб., перечисленных истцу из Фонда компенсаций, по платежному поручению от 28.06.2002 № 454, было достаточно для возмещения расходов, понесенных истцом в 2002 г. Ответчик считает, что незаконные действия Минфина РФ, иных федеральных органов власти в отношении ОАО "Рязаньоблгаз" отсутствуют. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие вины Минфина РФ, а также наличие причинной связи между деятельностью федеральных органов власти и предполагаемыми убытками. Кроме того, Министерство финансов РФ просит применить срок исковой давности по взысканию убытков за 2001 г.
Ответчик - Финансово-казначейское управление по Рязанской области считает, что реализация данного закона возложена на федеральный бюджет и Финансово-казначейское управление по Рязанской области является по данному делу ненадлежащим ответчиком. Также заявил о пропуске истцом срока исковой давности по взысканию убытков за 2001 г.
Кроме того, Финансово-казначейское управление Рязанской области считает исковые требования необоснованными в связи со следующим.
Согласно статье 57 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 № 194-ФЗ установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов в первом полугодии 2002 года в сумме 2534729,5 тыс. руб. в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов. Согласно Приложению № 13 к указанному закону Рязанской области выделены субсидии в сумме 22108 тыс. руб.
Статьей 29 Закона Рязанской области от 25 декабря 2001 года № 88-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 год" и Приложением № 4 к нему установлено, что вышеназванные субсидии из федерального бюджета в размере 22108 тыс. руб. централизуются в областном бюджете и распределяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области уведомлением № 22 от 30.04.2002 № 092/022 уведомило Финансово-казначейское управление Рязанской области о поступлении реестра для передачи субсидий из фонда компенсаций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов в сумме 7369000 руб. Аналогичными уведомлениями от 18.05.2002 № 092/25 на сумму 7369000 руб. и от 21.06.2002 № 092/31 в сумме 7370000 руб. УФК Минфина по Рязанской области уведомило ФКУ Рязанской области. В свою очередь Финансово-казначейское управление Рязанской области направило Управлению социальной защиты населения администрации области уведомления № 284 от 24.05.2002, № 285 от 24.05.2002, № 363 от 24.06.2002 о поступлении субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов. Платежными поручениями № 999 от 24.05.2002 и № 5584 от 24.06.2002 Финансово-казначейское управление перечислило вышеназванные денежные средства на счет управления социальной защиты населения Рязанской области для последующего распределения.
Третье лицо - Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области пояснило суду, что сумма в размере 22108 тыс. руб., перечисленная из фонда компенсаций в 2002 г. на реализацию текущих расходов предприятиям и организациям за предоставленные льготы на жилищно-коммунальные услуги и услуги связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов была в полном объеме реализована.
Третье лицо (Управление внутренних дел Рязанской области) в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом. В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось по существу в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В 2001 и 2002 годах ОАО "Сасовогаз" (правопреемник ОАО "Рязаньоблгаз") осуществляло поставку природного газа населению г. Сасово Рязанской области. Истцом предоставлялись льготы гражданам в соответствии с Законом "О милиции". Сумма, на которую были предоставлены льготы в связи с исполнением указанного Закона за период с 1 января 2001 г. по 1 июля 2002 г,. составила 89360 руб. 09 коп. Данная сумма подтверждается документально обоснованным расчетом, ведомостями и другими доказательствами, представленными истцом в материалы дела, в которых указаны основания для предоставления льгот, количество граждан, пользующихся льготами, доказательства установления газовых приборов, количество поданного газа и тарифы на газ, суммы, на которые поставлен газ и фактически предоставлены льготы (выпадающие доходы).
Как указывает истец, расходы, связанные с предоставлением в 2002 г. льгот гражданам, проживающим в г. Сасово, в соответствии с ФЗ "О милиции", были частично возмещены на общую сумму 16876 руб., что подтверждается платежным поручением № 000454 от 28.06.2002, по которому ОФК по г. Рязани перечислило истцу денежные средства в сумме 34920 руб. Оставшаяся же часть денежных средств в сумме 18043 руб. 31 коп. была зачтена истцом в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением в 2001 г. льгот гражданам, проживающим в Сасовском районе Рязанской области, в соответствии с ФЗ "О милиции".
Считая, что оставшаяся невозмещенной сумма за предоставленные льготы сотрудникам милиции г. Сасово Рязанской области за период с 1 января 2001 г. по 1 июля 2002 г., в соответствии с ФЗ "О милиции", составила 72484 руб., из них 59261 руб. 11 коп. из федерального бюджета и 13222 руб. 89 коп. из областного бюджета, истец обратился с настоящими исковыми требованиями в Арбитражный суд.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство РФ устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению, в соответствии со льготами, предусмотренными законодательством РФ.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона "О милиции" (далее - Закон), действовавшей в спорный период и утратившей силу с 01.07.2002 на основании Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ, сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых домах (включая капитальный ремонт), коммунальных услуг, радио, коллективной антенны, за пользование телефоном, а также в оплате топлива в домах, не имеющих центрального отопления. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
В соответствии со ст. 35 Закона финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. 7 Закона).
В силу ч. 7 ст. 8 Закона криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" в милицию общественной безопасности, финансируемую за счет средств федерального бюджета, входят: дежурные части; подразделения дознания; подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие технический надзор, розыск автомототранспортных средств и контроль за соблюдением установленных правил безопасности дорожного движения, по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; отряды милиции особого назначения; подразделения патрульно-постовой службы милиции органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.02.1993 № 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются: патрульно-постовая служба, участковые инспектора, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, инспектора по делам несовершеннолетних, подразделения по исполнению административного наказания в Российской Федерации, специальные приемники для лиц, подвергнутых административному аресту.
На территории субъекта РФ - Рязанская область перечисленные службы присутствуют и их финансирование из бюджета Рязанской области подтверждено материалами дела, списком, представленным органами управления внутренних дел по Рязанской области, с указанием должностей (письмо № 4326 от 14.11.2005).
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона за сотрудниками, прослужившими в милиции не менее 20 лет, после увольнения в запас или отставку сохраняется право на льготную покупку жилья и оплату жилых помещений.
Источник финансирования данной льготы законом не определен. Также не был разработан механизм возмещения фактически понесенных затрат по коммунальному обслуживанию сотрудников вневедомственной охраны.
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидия подразумевает долевое финансирование целевых расходов. Между тем причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных ФЗ "О милиции", которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту пенсионеров МВД и сотрудников вневедомственной охраны между бюджетами всех уровней, доказательства, подтверждающие достижение Российской Федерацией и Рязанской областью договоренности относительно порядка и размера финансирования указанного Федерального закона, в этой части отсутствуют, доказательств выделения субъекту РФ денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования суду не представлено. При указанных обстоятельствах, поскольку льгота на оплату коммунальных услуг пенсионерам МВД и сотрудникам вневедомственной охраны установлена федеральным законодательством, ее финансирование должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Согласно представленному списку оставшиеся сотрудники финансировались из федерального бюджета.
Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" денежные средства субъекту Российской Федерации - Рязанской области на реализацию Закона "О милиции" не были предусмотрены и не перечислялись.
Статьей 57 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлены размеры субсидий и субвенций, направляемых на финансирование текущих расходов в первом полугодии 2002 года в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов. Согласно Приложению № 13 Рязанской области выделены субсидии в размере 22108 тыс. руб.
Согласно Постановлению главы администрации Рязанской области от 24.05.2002 № 323 распределение средств на реализацию федеральных законов по организациям, оказывающим услуги льготным категориям населения, осуществлялось Управлением социальной защиты населения Рязанской области.
Статьей 29 Закона Рязанской области от 25.12.2001 № 88-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 год" и Приложением № 4 к нему установлено, что вышеназванные субсидии из федерального бюджета в размере 22108 тыс. руб. централизуются в областном бюджете и распределяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области уведомлениями № 092/022 от 30.04.2002, № 092/25 от 18.05.2002 и № 092/31 от 21.06.2002 уведомило Финансово-казначейское управление Рязанской области о поступлении реестра для передачи субсидий из фонда компенсаций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов в сумме 7369000 руб., 7369000 руб. и 7370000 руб. соответственно.
В свою очередь Финансово-казначейское управление Рязанской области направило Управлению социальной защиты населения администрации области уведомления № 284 от 24.05.2002, № 285 от 24.05.2002, № 363 от 24.06.2002 о поступлении субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов. Платежными поручениями № 999 от 24.05.2002 и № 5584 от 24.06.2002 Финансово-казначейское управление перечислило вышеназванные денежные средства на счет управления социальной защиты населения Рязанской области для последующего распределения.
Истцом заявлены ко взысканию убытки в виде недополученных доходов за период с 01.01.2001 по 01.07.2002.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Поскольку ответчиками заявлено о пропуске срока исковой давности, учитывая нормы ст. 199 ГК РФ, в удовлетворении требований в части взыскания убытков в виде недополученных доходов за 2001 г. с РФ в лице Минфина РФ в размере 59261 руб. 11 коп. и с субъекта РФ - Рязанская область в размере 7916 руб. 15 коп., следует отказать.
В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Факт предоставления истцом льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства в 2002 году в соответствии с ФЗ "О милиции" подтвержден материалами дела.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в 2002 г. по платежному поручению № 000454 от 28.06.2002 истцу были перечислены денежные средства в сумме 34920 руб., которые носили целевой характер и предназначались для возмещения расходов ОАО "Сасовогаз" (правопреемник ОАО "Рязаньоблгаз"), связанных с предоставлением льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства в 2002 г.
Вместе с тем денежные средства в сумме 18043 руб. 31 коп., перечисленные по вышеуказанному платежному поручению, истец засчитал в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам, проживающим в Сасовском районе Рязанской области, в соответствии с ФЗ "О милиции" в 2001 г., тем самым использовал выделенные денежные средства не по целевому назначению.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что часть денежных средств, перечисленных по платежному поручению № 000454 от 28.06.2002, истец использовал не по целевому назначению, данных денежных средств было достаточно для возмещения расходов ОАО "Сасовогаз" (правопреемник ОАО "Рязаньоблгаз"), связанных с предоставлением льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства в 2002 году гражданам, проживающим в г. Сасово, в соответствии с ФЗ "О милиции", суд находит требования истца в части взыскания убытков в виде недополученных доходов за 2002 г. с субъекта РФ - Рязанская область в размере 5306 руб. 74 коп. не подлежащими удовлетворению.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru