Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2005 № А54-7153/2005-С11
<НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, В КАКОЙ ФОРМЕ КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА С ПРАВАМИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА И БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА), ГЛАВЫ И ЧЛЕНЫ ХОЗЯЙСТВ УПЛАЧИВАЮТ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ВИДЕ ФИКСИРОВАННОГО ПЛАТЕЖА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЕЙ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2005 г. № А54-7153/2005-С11

(Извлечение)

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области обратилось в Арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ч., проживающему по адресу: Рязанская область, о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 1800 руб. и пени в сумме 64 руб. за период с 01.01.2005 по 30.03.2005.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, ответчик отзыв на заявление не представил. Заявитель уведомил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя. В соответствии со ст. 156, 215 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Ч. является главой крестьянского фермерского хозяйства "Успех-1", зарегистрированного в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию на основании заявления от 07.06.1993, регистрационный номер страхователя 72-016-02041.
По данным заявителя Ч. не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004 г. Задолженность ответчика за указанный период составила 1800 руб., из них 1200 руб. - на страховую часть пенсии, 600 руб. - на накопительную часть пенсии.
Как следует из представленных в материалы дела заявителем расчетов пени, за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. органом Пенсионного фонда РФ за период с 01.01.2005 по 30.03.2005 начислены пени в сумме 64 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 43 руб., на накопительную часть - в сумме 21 руб.
Органом Пенсионного фонда РФ в адрес ответчика заказной почтой направлено требование № 36 по состоянию на 30.03.2005 с предложением добровольно уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1800 руб. и пени в сумме 64 руб. в срок до 09.04.2005. Данное требование предпринимателем в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения органа пенсионного фонда в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично. Принимая решение, суд исходил из следующего.
Положениями ст. 23 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие ч. 1 ГК РФ, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 (п. 3 ст. 23 Закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ).
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств, а согласно ч. 2 указанной статьи право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям и признаются плательщиками единого социального налога.
Следовательно, для целей налогообложения глава фермерского хозяйства приравнивается к индивидуальным предпринимателям и обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Кроме того, в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.95 № 2/1 крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом.
Таким образом, независимо от того, в какой форме крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность (крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица и без образования юридического лица), главы и члены хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФ РФ.
В силу п. 1 ст. 28 Закона минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии (п. 3).
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется, согласно ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 164-О установлено, что "конституционно-правовой смысл положений п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляя виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном Федеральным законом (пункт 9 статьи 14).
В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно: 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа, тем более что действующее законодательство не содержит специальных норм, которые предусматривали бы механизм реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и достигшими пенсионного возраста, права на получение в настоящее время накопительной части пенсии при установлении им трудовой пенсии по старости. Не принят до сих пор и федеральный закон, которым бы определялся ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости для расчета ее размера (пункт 9 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данным Определением Конституционный Суд РФ установил, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
В силу статьи 6 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, равно как и главы крестьянских (фермерских) хозяйств 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше), к которым относится и ответчик, для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
По данным заявителя Ч. родился 25.03.1931 в с. Витуша Сараевского района Рязанской области.
Учитывая изложенное, факт неуплаты ответчиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. в виде фиксированного платежа, направляемого на страховую часть пенсии, Арбитражный суд считает, что требование заявителя о взыскании с Ч., главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Успех-1", задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. в сумме 1200 руб. на страховую часть пенсии и пени в сумме 43 руб. за период с 01.01.2005 по 30.03.2005 правомерно и подлежит удовлетворению.
В удовлетворении остальной части требования следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Успех-1" Ч., родившегося 25.03.1931 в с. Витуша Сараевского района Рязанской области, проживающего по адресу: Рязанская область, в доход бюджета Пенсионного фонда РФ задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. на страховую часть пенсии в сумме 1200 руб. и пени за просрочку уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за период с 01.01.2005 по 30.03.2005 в сумме 43 руб.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
2. Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Успех-1" Ч., родившегося 25.03.1931 в с. Витуша Сараевского района Рязанской области, проживающего по адресу: Рязанская область, в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 333 руб. 42 коп.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru