Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 22.11.2005 № А54-7258/2005-С11
<ГРАЖДАНИН, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, НО ФАКТИЧЕСКИ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИМЕЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ОБРАТИТЬСЯ В РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СВЯЗАННЫХ С НЕЮ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2005 г. № А54-7258/2005-С11

(Извлечение)

Управление ПФ РФ (государственное учреждение) в г. Рязани обратилось в Арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Р., проживающей по адресу: г. Рязань, о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 1800 руб. и пени в сумме 70 руб. 14 коп. за период с 01.01.2005 по 31.03.2005.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме.
Ответчик заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что фактически не занималась предпринимательской деятельностью, поскольку ребенок часто болел, в 2004 г. находилась в декретном отпуске, дохода не имела.
Из материалов дела следует, что Р. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 31.03.2003. В качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию предприниматель Р. зарегистрирована на основании заявления о регистрации от 02.04.2003.
31.10.2005 (после подачи органом Пенсионного Фонда заявления в суд) в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись № 40562303040067 о прекращении Р. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием ею решения о прекращении данной деятельности.
По данным заявителя предпринимателем Р. не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004 г. Задолженность предпринимателя за указанный период составила 1800 руб., из них 1200 руб. - на страховую часть пенсии, 600 руб. - на накопительную часть пенсии.
Как следует из представленных в материалы дела заявителем расчетов пени, за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. органом Пенсионного фонда РФ за период с 01.01.2005 по 31.03.2005 начислены пени в сумме 70 руб. 14 коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии в сумме 46 руб. 77 коп., на накопительную часть - в сумме 23 руб. 37 коп.
Органом Пенсионного фонда РФ в адрес ответчика заказной почтой направлено требование № 1020/29 по состоянию на 31.03.2005 с предложением добровольно уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1800 руб. и пени в сумме 70 руб. 14 коп. в срок до 15.04.2005. Данное требование предпринимателем в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения органа пенсионного фонда в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, ответчика, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению. Принимая решение, суд исходил из следующего.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФ РФ.
В силу п. 1 ст. 28 Закона индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии (п. 3).
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется, согласно ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Учитывая изложенное, факт неуплаты ответчиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 г., Арбитражный суд считает, что требование заявителя о взыскании с Р. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. в сумме 1800 руб. и пени в сумме 70 руб. 14 коп. за период с 01.01.2005 по 31.03.2005 правомерно и подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на заявление, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 № 164-О указано, что согласно статье 2 ГК Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательский доход граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу рискового характера этой деятельности не является постоянным и гарантированным, что значительно затрудняет контроль со стороны государственных органов. Именно с особенностями индивидуальной предпринимательской деятельности, которая существенно отличается от экономической деятельности организаций, связано, в частности, установление для индивидуальных предпринимателей возможности применения специальных налоговых режимов (например переход на уплату единого налога на вмененный доход при осуществлении отдельных видов деятельности - глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Данная позиция также отражена и в определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 211-О, в котором указано, что Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3); при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).
Трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", складывается из базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые имеют неналоговый индивидуально возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца). В условиях действующего правового регулирования размер выплат будущей пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями, при этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.
Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14). Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что индивидуальные предприниматели подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Уплата индивидуальными предпринимателями за себя страховых взносов, исчисляемых по правилам, отличным от тех, что предусмотрены для лиц, производящих выплаты физическим лицам, не означает нарушения принципа равенства. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, в том числе в Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации, принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) гарантирует одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права и не исключает возможности установления различных правовых условий для разных категорий, если такие различия не являются произвольными и основываются на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права. Данная правовая позиция имеет общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, и, следовательно, конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению способов определения и исчисления страховых взносов для разных категорий страхователей - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих взносы за себя, и страхователей-работодателей, основываясь на различиях в условиях и характере деятельности этих субъектов права.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает права впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Предприниматель Р. не представила суду доказательств, подтверждающих наличие каких-либо экстраординарных обстоятельств, препятствующих ей обратиться в регистрирующий орган в течение 2004 г. с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности. Более того, как следует из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (выписка № 1109 от 29.05.2005) предприниматель Р. 10.12.2004 прошла перерегистрацию, о чем в ЕГРИП сделана запись № 46230355000034. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в 2004 г. у ответчика отсутствовало намерение прекратить предпринимательскую деятельность и статус индивидуального предпринимателя. Согласно свидетельству серии 62 № 001409768 Р. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием ею решения о прекращении данной деятельности лишь в октябре 2005 г., о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись № 405623030400067 от 31.10.2005.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 182-О нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 29 мая 2002 года) во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно копии свидетельства о рождении I-ОБ № 529773 сын ответчика - Р. С. родился 17.10.2001, и в 2004 г. ему было более полутора лет, в качестве предпринимателя ответчик была зарегистрирована в 2003 г. по достижении ребенком полутора лет, в связи с чем оснований для освобождения ответчика от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004 г. на основании Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 182-О у суда не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчика. В соответствии с ч. 2 ст. 333.22 НК РФ Арбитражный суд, исходя из имущественного положения плательщика вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Учитывая наличие на иждивении ответчика несовершеннолетнего ребенка, отсутствие постоянного дохода, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, до 50 рублей.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с Р., родившейся 24.12.1973 в г. Рязани, проживающей по адресу: г. Рязань, в доход бюджета Пенсионного фонда РФ задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. в сумме 1800 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 1200 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 600 руб. и пени за просрочку уплаты страховых взносов за период с 01.01.2005 по 31.03.2005 в сумме 70 руб. 14 коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 46 руб. 77 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 23 руб. 37 коп.
2. Взыскать с Р., родившейся 24.12.1973 в г. Рязани, проживающей по адресу: г. Рязань, в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 50 руб.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru