Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 22.11.2005 № А54-7018/2005-С5
<В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ О ВЗЫСКАНИИ ШТРАФА ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В УСТАНОВЛЕННЫЕ СРОКИ СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ ОТКАЗАНО, ТАК КАК ЗАЯВИТЕЛЬ ОБРАТИЛСЯ С ДАННЫМ ЗАЯВЛЕНИЕМ ПО ИСТЕЧЕНИИ ШЕСТИМЕСЯЧНОГО (ПРЕСЕКАТЕЛЬНОГО) СРОКА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2005 г. № А54-7018/2005-С5

(Извлечение)

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз имени 1 Мая (далее по тексту - СПК колхоз имени 1 Мая) о взыскании штрафа в размере 9370 руб. за несвоевременное представление в органы Пенсионного фонда индивидуальных сведений.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержал и пояснил, что все документы, связанные с рассмотрением данного спора, представлены в Арбитражный суд при подаче искового заявления о взыскании финансовых санкций в сумме 9370 руб.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156, 215 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует:
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области проведена камеральная проверка по вопросу своевременности представления СПК колхоз имени 1 Мая в орган Пенсионного фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, полноты и достоверности их представления в соответствии с законодательством РФ.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки № 6 от 16.05.2005 о том, что СПК колхоз имени 1 Мая не предоставил в установленные сроки (не позднее 1 марта) сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В адрес ответчика заказной почтой 30.05.2005 заявителем направлено требование № 6 об уплате финансовых санкций за нарушение сроков сдачи индивидуальных сведений в ПФР по состоянию на 25.05.2005 с предложением в добровольном порядке уплатить штраф в размере 9370 руб. в срок до 04.06.2005.
08.06.2005 заявитель вынес решение № 2 о взыскании с СПК колхоз имени 1 Мая штрафа в размере 9370 руб. за непредоставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанное требование в добровольном порядке не исполнено.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы заявителя, Арбитражный суд пришел к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователи предоставляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что страхователь предоставляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, предоставляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Следовательно, СПК колхоз имени 1 Мая обязано было предоставить заявителю документы, предусмотренные п. 2 ст. 11 указанного выше Закона, за 2004 г. в срок не позднее 01.03.2005.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за непредоставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо о финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, СПК колхоз имени 1 Мая допустило правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Согласно ст. 9 НК РФ органы внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 2 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, а не 176-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии со ст. 2 Закона от 15.12.2001 № 176-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
Следовательно, при решении вопроса о привлечении к ответственности страхователя подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие в том числе порядок принятия решения о привлечении к ответственности, содержание указанного ненормативного акта.
Так, статьей 101 НК РФ предусмотрен порядок принятия решения по результатам проверок, требования, предъявляемые к содержанию решения.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Согласно п. 3 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В силу п. 4 ст. 101 НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.
Арбитражным судом установлено, что 16.05.2005 ведущим специалистом ГУ - УПФ РФ по Сараевскому району Рязанской области Л. составлен акт камеральной проверки № 6, в котором зафиксирован факт нарушения СПК колхоз имени 1 Мая положений ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
30.05.2005 в адрес ответчика заказной почтой заявителем направлено требование № 6 об уплате финансовых санкций за нарушение сроков сдачи индивидуальных сведений в ПФР по состоянию на 25.05.2005 с предложением в добровольном порядке уплатить штраф в размере 9370 руб., срок до 04.06.2005.
08.06.2005 начальник ГУ - УПФ РФ по Сараевскому району Рязанской области А., рассмотрев требование об уплате финансовой санкции от 25.05.2005, срок исполнения обязанности по уплате финансовой санкции истек, принял решение № 2 о взыскании в принудительном порядке с СПК колхоз имени 1 Мая за непредоставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования штрафа в размере 9370 руб.
Указанное решение от 08.06.2005 по своему содержанию не может быть приравнено к решению, предусмотренному пп. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ, так как в нем не изложены обстоятельства совершенного ответчиком правонарушения, как они установлены проверкой, отсутствует ссылка на документы и иные сведения, которые подтверждают факт правонарушения, решение руководителя пенсионного фонда о привлечении страхователя к финансовой ответственности за конкретные правонарушения с указанием статей Закона, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
Доказательств того, что заявителем выносилось решение о привлечении СПК колхоз имени 1 Мая к ответственности в виде взыскания финансовой санкции, суду не представлено. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что в материалы дела представлен весь пакет документов, связанный с взыскиваемой суммой штрафа, других документов нет.
Таким образом, суд пришел к выводу, что заявителем нарушен порядок привлечения СПК колхоз имени 1 Мая к ответственности, установленный ст. 101 НК РФ. Фактически Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области не принимало решение о привлечении к финансовой ответственности, в силу которого на страхователя подлежал наложению штраф в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. В связи с этим следует признать, что отсутствует ненормативный акт, в котором принято решение о привлечении СПК колхоз имени 1 Мая к ответственности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Кодекса налоговые органы (органы пенсионного фонда) могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В пункте 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что срок давности взыскания санкции с налогоплательщика исчисляется со дня составления акта только в случае привлечения его к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, поскольку только в этом случае Кодекс предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 Кодекса).
Кодекс не предусматривает составление органом пенсионного фонда при проведении контрольных мероприятий, соответственно срок для взыскания санкции должен исчисляться со дня обнаружения правонарушения как факта.
Поскольку в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ определен конечный срок предоставления сведений об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц - до 1 марта года, следующего за отчетным, следовательно, о совершенном ответчиком правонарушении заявителю стало известно 2 марта года, следующего за отчетным.
В рассматриваемом случае - 02.03.2005, а с заявлением в Арбитражный суд заявитель обратился только 27.09.2005, то есть по истечении шестимесячного (пресекательного) срока.
Следует отметить, что срок предоставления страхователем в орган пенсионного фонда декларации по страховым взносам, составления протокола к ведомости уплаты страховых взносов и др. не влияет на дату обнаружения правонарушения, поскольку содержащиеся в указанных документах сведения лишь служат базой для исчисления финансовых санкций.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требования Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области о взыскании с СПК колхоз имени 1 Мая штрафа в сумме 9370 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя, однако взысканию не подлежат, поскольку органы ПФ РФ освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 215, 216 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требования Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области отказать.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение месяца со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru