Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 17.11.2005 № А54-5959/2005-С4
<ДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ВЫДАЧЕ ОБЩЕСТВУ ОСПАРИВАЕМОЙ ЛИЦЕНЗИИ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАМИ НЕДР, СОДЕРЖАЩИМИ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ИЛИ УЧАСТКАМИ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАЯВЛЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ МАТЕРИАЛАМИ ДЕЛА НЕ ПОДТВЕРЖДЕНО, В СВЯЗИ С ЭТИМ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ЕГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НЕ ИМЕЕТСЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 17.02.2006 № А54-5959/2005-С4 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2005 г. № А54-5959/2005-С4

(Извлечение)

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура просит:
1. Признать незаконными действия начальника управления природопользования Рязанской области К. по выдаче лицензии № РЯЗ00017ТЭ от 13.05.2005 на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения ООО "Мещерский торф".
2. Признать недействительной лицензию № РЯЗ00017ТЭ от 13.05.2005 на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, выданную ООО "Мещерский торф".
Из материалов дела судом установлено: 13.05.2005 управлением природопользования Рязанской области принято решение № 17 о предоставлении ООО "Мещерский торф" права пользования недрами.
На основании решения 13.05.2005 Управлением природопользования Рязанской области обществу "Мещерский торф" выдана лицензия серии РЯЗ, номер 00017, вид лицензии ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча фрезерного торфа открытым способом на месторождении "Дунай" для использования в качестве топлива и в сельском хозяйстве, срок окончания действия лицензии - 01.01.2010.
Неотъемлемой составной частью согласно п. 1 лицензии являются Условия пользования недрами (добыча общераспространенного полезного ископаемого), которые кроме других разделов содержат раздел 3 "Обязательства недропользователя при пользовании недрами", согласно п. 3.2 Недропользователь производит разработку месторождения в контурах утвержденных запасов, горного и земельного отводов в соответствии с утвержденным и прошедшим экологическую экспертизу проектом разработки месторождения, годовыми планами развития горных работ.
Для получения лицензии обществом представлены заявка от 04.04.2005, учредительные документы, документы о регистрации и постановке на налоговый учет и регистрации в соответствующих фондах, бухгалтерская, налоговая отчетность, пояснительная записка, документы по сертификации, горному отводу, предварительное согласие на предоставление в аренду земельного участка, технический план, документы о технических и технологических данных, калькуляция на добычу торфа.
В обоснование заявленного требования прокуратура ссылается на нарушение Управлением требований Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "О недрах", Постановления Правительства Рязанской области от 26.01.2005 № 14 "Об организации лицензирования пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения на территории Рязанской области" в связи с тем, что при выдаче обществу "Мещерский торф" лицензии на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, государственная экологическая экспертиза не проводилась. Материалы, представленные для получения лицензии, не содержали положительного заключения такой экспертизы.
Прокуратура считает, что поскольку лицензией предусмотрено право на геологическое изучение и добычу общераспространенных полезных ископаемых, осуществление данной деятельности может оказать воздействие на окружающую среду, поэтому проведение государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим выдачу лицензии, обязательно.
Прокуратура также указывает на то, что Приложением № 3 к Постановлению Правительства Рязанской области от 26.01.2005 № 14 предусмотрено для получения лицензии представление технико-экономических обоснований либо технико-экономического расчета планируемой деятельности, связанной с пользованием недрами, с заключением государственной экологической экспертизы.
В возражениях на отзыв ответчика прокуратура дополнительно указывает на то, что одновременно с Постановлением Правительства Рязанской области от 26.01.2005 № 14 на момент выдачи лицензии действовало Положение о порядке лицензирования пользования недрами для разработки общераспространенных полезных ископаемых на территории Рязанской области, утвержденное решением Малого совета Рязанского областного Совета народных депутатов от 13.05.1993 № 54/10.
Часть 9 Положения предусматривает для получения лицензии представление заявки, которая должна содержать технико-экономические показатели ведения работ и материалы государственной экологической экспертизы.
Указанное Положение отменено 27.07.2005, после выдачи оспариваемой лицензии.
Прокуратура указывает на то, что в нарушение п. 10.1 р. 10 Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", Постановления Рязанской областной Думы от 07.04.1995 № 7 "Об уточнении порядка лицензирования пользования недрами на территории Рязанской области" лицензия выдана без проведения конкурса или аукциона. Прокуратура указывает на то, что на спорной лицензии изображен Герб Рязанской области, а не Герб Российской Федерации в нарушение ст. 7 ФЗ "О недрах".
Управление природопользования против заявленных требований возражает, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 12 ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза должна проводиться в отношении материалов, обосновывающих получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Под материалами, обосновывающими выдачу лицензии, понимаются не только материалы, представленные для выдачи лицензии, но и те материалы, которые обосновывают ее получение и впоследствии должны стать составной часть лицензии, в особенности, если эти материалы являются основанием для осуществления деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.
Закон, по мнению Управления, не требует проведения экспертизы для получения оспариваемой лицензии.
Документом, обосновывающим выдачу лицензии, по утверждению Управления, является технический проект, который в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона РФ "О недрах" может быть разработан после предварительного установления границ горного отвода. Установление таких границ возможно при представлении лицензии на пользование недрами.
После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Ответчик считает, что для получения лицензии не требуются разработка технического проекта и его направление на государственную экологическую экспертизу.
Технический проект является основанием для разработки месторождения, что оказывает воздействие на окружающую среду. В связи с этим объектом государственной экологической экспертизы должен быть технический проект.
Ответчик указывает на то, что неотъемлемой частью лицензии являются Условия пользования недрами, пунктом 3.2 которых предусмотрена обязанность недропользователя производить разработку месторождения в соответствии с утвержденным и прошедшим экологическую экспертизу проектом разработки месторождения.
По мнению ответчика, Постановление Правительства Рязанской области от 26.01.2005 № 14 в части требования представления технико-экономического обоснования планируемой деятельности, связанной с пользованием недрами, с заключением экспертизы не соответствует федеральному законодательству, а именно ст. 12 ФЗ "Об экологической экспертизе". Постановлением Правительства Рязанской области от 23.09.2005 № 219 в Постановление № 14 внесено соответствующее изменение.
Ответчик в своих возражениях ссылается на запрос и письмо Минприроды РФ от 10.10.2005 № 03-08-27/8598, согласно которому заявочные материалы на получение права пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, не могут рассматриваться в качестве объекта государственной экологической экспертизы, так как в перечне этих материалов не предусмотрены документы, на основании которых можно сделать вывод о возможном негативном воздействии на окружающую природную среду.
Действия руководителя Управления, по мнению ответчика, соответствуют его полномочиям, определенным в Положении об Управлении природопользования Рязанской области, утвержденном Постановлением Губернатора Рязанской области от 18.08.2004 № 463-пг.
Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области считает заявленное прокуратурой требование законным и обоснованным, считая, что право проведения работ, в том числе по разработке месторождений полезных ископаемых, возникает с момента регистрации лицензии.
Управление указывает на то, что проект Постановления Правительства Рязанской области от 26.01.2005 № 14 не представлялся на государственную экологическую экспертизу, в связи с этим данное постановление является нелегитимным.
ООО "Мещерский торф" считает требование неправомерным, поскольку в соответствии с ФЗ "О недрах" лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых не предоставляет недропользователю право приступить к добыче таких ископаемых. Для получения этого права недропользователь обязан выполнить обязательства, которые указаны в Условиях пользования недрами (неотъемлемой части лицензии).
Для геологического изучения участка недр, предшествующего добыче общераспространенных полезных ископаемых, в соответствии со ст. 36.1 ФЗ "О недрах" разрабатывается проект по изучению недр, который подлежит экспертизе в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе.
В обоснование своих доводов общество ссылается на разъяснения Федерального агентства по недропользованию, изложенные в письме от 24.06.2005 № ОМ-04-33/3416, в котором изложен вывод о том, что поисковые и оценочные работы, осуществляемые при геологическом изучении недр в силу своей специфики,не оказывают неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду, геологические работы (в том числе поиск и оценка полезных ископаемых) как объект обязательной экологической экспертизы в действующем законодательстве не предусмотрены.
В настоящее время обществом осуществляются действия по оформлению земельного отвода, заключен договор на разработку рабочего проекта торфодобычи, общество выполняет обязанности, предусмотренные Условиями пользования недрами, проведенной Управлением природопользования проверкой нарушения не установлены.
Третье лицо - Правительство Рязанской области считает заявление прокуратуры необоснованным, ссылаясь на то, что в соответствии со статьями 7, 11 Закона РФ "О недрах" при выдаче лицензии указываются лишь предварительные границы участка недр и устанавливаются условия его использования, после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования с государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта по недропользованию.
Составление проекта освоения месторождения возможно только после его геологического изучения и проведения государственной экспертизы его запасов, эти работы без наличия лицензии на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых не допускается.
Правительство Рязанской области считает, что получение лицензии на геологическое изучение и пользование недрами не предоставляет право разработки месторождения до составления, согласования и утверждения в установленном порядке технического проекта разработки месторождения.
Именно реализация проекта может оказать воздействие на окружающую природную среду, поэтому проект подлежит государственной экологической экспертизе.
В Постановление Правительства Рязанской области от 26.01.2005 № 14 Постановлением от 23.09.2005 № 219 внесены изменения об исключении абз. 14 пункта 1 Приложения № 3, предусматривающего представление для получения лицензии технико-экономического обоснования с заключением экологической экспертизы в связи с несоответствием данного требования федеральному законодательству.
Оценив материалы дела, доводы сторон, третьих лиц, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Экологическая экспертиза, согласно ст. 33 Закона, проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Статьей 10 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 установлено, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.
Статьей 12 Закона определены объекты регионального уровня, подлежащие обязательной государственной экологической экспертизе, в том числе материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Приведенные нормы законодательства содержат общие требования о проведении государственной экологической экспертизы, когда проведение такой экспертизы является обязательным согласно законодательству, регулирующему правоотношения в определенной области деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 1 действие ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ не распространяется на указанные в этом пункте виды деятельности, в том числе на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира.
Порядок пользования недрами регулируется Федеральным законом "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1.
Статьей 11 указанного Закона установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
Изложенное свидетельствует о том, что лицензия на пользование недрами не относится к лицензиям на вид деятельности, такая лицензия предоставляет право пользования на определенных условиях.
Статьей 7 Закона предусмотрено, что при предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Из изложенного следует, что законодательство, регулирующее специальные правоотношения, не содержит требования о предоставлении заключения государственной экологической экспертизы для получения лицензии на пользование недрами, которая дает право на пользование недрами при соблюдении Условий пользования, экспертиза обязательна в отношении технического проекта эксплуатации месторождения, реализация которого может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Неотъемлемой частью оспариваемой лицензии являются Условия пользования недрами, предусматривающие разработку месторождения в соответствии с прошедшим экологическую экспертизу проектом.
Постановление Правительства Рязанской области от 26.01.2005 № 14 "Об организации лицензирования пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения на территории Рязанской области" в части абз. 14 Приложения 3 не соответствует требованиям федерального законодательства, поскольку содержит требование о предоставлении технико-экономического обоснования либо технико-экономический расчет планируемой хозяйственной деятельности, связанной с пользованием недрами, с заключением государственной экспертизы.
Постановлением Правительства Рязанской области от 23.09.2005 № 219 данный абзац из Приложения № 3 исключен.
Согласно п. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку ФЗ "О недрах" не предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы для получения лицензии на пользование недрами, оснований требовать проведения такой экспертизы на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации нет.
Аналогична оценка Положения о порядке лицензирования пользования недрами для разработки общераспространенных полезных ископаемых на территории Рязанской области, утвержденного решением Малого совета Рязанского областного Совета народных депутатов от 13.05.1993 № 54/10, пункт 9.3 Приложения № 1 которого содержит требование о предоставлении материалов государственной экологической экспертизы для получения лицензии.
Постановлением Рязанской областной Думы от 27.07.2005 № 379-IV РОД указанное решение признано утратившим силу.
В связи с несоответствием федеральному законодательству и признанием утратившим силу указанное решение применению не подлежит.
Неправомерно утверждение прокуратуры об обязательности проведения конкурса или аукциона при предоставлении оспариваемой лицензии, так как статья 10.1 ФЗ "О недрах" не предусматривает в качестве основания возникновения права пользования участками недр результаты конкурса (аукциона) в отношении общераспространенных полезных ископаемых.
Не предусмотрено проведение конкурса в отношении указанных полезных ископаемых и Временным положением о порядке и условиях проведения конкурсов по предоставлению лицензии на право пользования недрами на территории области, утвержденным Постановлением Рязанской областной Думы от 07.04.1995 № 7.
Пункт 1.7 временного положения содержит оговорку, согласно которой на конкурсы выставляются лицензии для проведения работ по геологическому изучению недр, добыче полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).
Наличие на оспариваемой лицензии Герба Рязанской области, а не Герба Российской Федерации не является безусловным основанием для признания лицензии незаконной.
Полномочия исполнительного органа субъекта РФ по принятию решения о выдаче лицензии предусмотрены ст. 16 ФЗ "О недрах", предусматривающей обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которым относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Положением об Управлении природопользования Рязанской области, утвержденным Постановлением Губернатора Рязанской области от 18.08.2004 № 463-пг (в редакции от 04.05.2005), предусмотрено осуществление лицензирования пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения на территории Рязанской области.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что действия Управления природопользования по выдаче обществу "Мещерский торф" оспариваемой лицензии соответствуют требованиям законодательства, заявление прокуратуры материалами дела не подтверждено, в связи с этим оснований для его удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В признании незаконными действий начальника управления природопользования Рязанской области К. по выдаче лицензии № РЯЗ00017ТЭ от 13.05.2005 на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения ООО "Мещерский торф", проверенных на соответствие Федеральным законам "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "О недрах", отказать.
2. В признании недействительной лицензии № РЯЗ00017ТЭ от 13.05.2005 на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, выданной ООО "Мещерский торф", проверенной на соответствие Федеральным законам "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "О недрах", отказать.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru