Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 15.11.2005 № А54-4980/2005-С10
<ОТСУТСТВИЕ В БЮДЖЕТЕ НЕОБХОДИМЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ Г. РЯЗАНИ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОБЯЗАННОСТИ ПО КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2005 г. № А54-4980/2005-С10

МП города Рязани "ЖЭУ № 20" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Субъекту Российской Федерации - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения г. Рязани, МП "КВЦ" г. Рязани, Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области, о взыскании убытков в сумме 386031 руб. 19 коп. за предоставленные в четвертом квартале 2002 г. в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Истец исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование поданного иска ссылается на исполнение муниципальным предприятием требований Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - ФЗ "О ветеранах"), в соответствии которым лица, имеющие право на льготу, оплачивают жилье в размере 50% от установленного тарифа. За период с 1 октября по 31 декабря 2002 г. общий размер убытков в связи с предоставлением указанных льгот составил 386031 руб. 19 коп. Понесенные истцом расходы не возмещены за счет бюджетных средств.
Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что истцом не доказан факт осуществления им соответствующих расходов, их объем, прямое отношение к оказанию услуг именно льготной категории граждан, указывает, что факт наличия убытков и их размер не подтверждены первичными бухгалтерскими документами. Кроме того, ответчик указывает на отсутствие договорных отношений с истцом, полагает, что требования являются неправомерными, поскольку отношения между истцом и ответчиком не являются гражданско-правовыми, а носят бюджетный характер. Ссылаясь на ст. 124 ГК РФ и 239 БК РФ, ответчик полагает, что обязанность по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм и при отсутствии данных средств в бюджете он не может рассматриваться как причинитель вреда.
Представитель МП "Кустовой вычислительный центр" (далее по тексту - МП "КВЦ") отзыв на исковое заявление не представил, в судебном заседании подтвердил наличие задолженности бюджета Рязанской области за октябрь - декабрь 2004 г. перед истцом. Также пояснил суду, что с истцом заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, расчет выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилья МП "КВЦ" делает с учетом всех понижающих коэффициентов и благоустройства жилья.
Представители Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области и Управления социальной защиты населения г. Рязани в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось по существу в их отсутствие. В письменном отзыве на иск Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области пояснило, что создано 20.05.2004. В 2002 г. денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" управлению социальной защиты населения администрации Рязанской области не выделялись.
Из представленных в материалы дела документов следует.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление № 20" (МУП "ЖЭУ № 20") зарегистрировано в качестве юридического лица регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани 28.07.1992, регистрационный номер № 9688. Решением Рязанского городского Совета от 12.02.2004 № 962 МУП "ЖЭУ № 20" переименовано в муниципальное предприятие города Рязани "Жилищно-эксплуатационное управление № 20" и утверждена новая редакция Устава. В соответствии с п. 2.2.1 Устава одним из основных видов деятельности предприятия является обслуживание жилищного фонда и придомовых территорий.
Администрация г. Рязани и МП "ЖЭУ № 20" заключили договор № 12/16-18 от 01.10.2002 на оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, по условиям которого истец принял на себя обязательства на оказание населению услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилых домах согласно списку, сроком действия с 01.10.2002 по 31.10.2003.
Во исполнение условий данного договора и в соответствии с ФЗ РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", за период с октября по декабрь 2002 г. истец оказал жилищно-коммунальные услуги жителям г. Рязани, имеющим право на льготы по по их оплате, с предоставлением 50% скидки от установленного тарифа.
В соответствии с актом сверки взаиморасчетов, составленным МП "ЖЭУ № 20" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани, сумма, подлежащая к возмещению по компенсации расходов МП "ЖЭУ № 20" на предоставление льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги гражданам, имеющим право на льготы, за октябрь - декабрь 2002 г. составила 386031 руб. 19 коп. Возмещение указанных расходов не производилось.
Учитывая, что на 01.07.2005 МП "ЖЭУ № 20" не компенсированы убытки, возникшие в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в четвертом квартале 2002 г. в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", истец, руководствуясь ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд полагает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
За период с октября по декабрь 2002 г., исполняя требования Федерального закона "О ветеранах", МП ЖЭУ № 20 г. Рязани оказывало жилищные и коммунальные услуги жителям г. Рязани, имеющим право на льготу по оплате данных услуг с предоставлением 50% скидки от установленного тарифа. В связи с чем понесло расходы в размере 386031 руб. 19 коп.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" части 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей в спорный период, расходы на льготную оплату жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ независимо от вида жилищного фонда.
Следовательно, реализация данного вида льгот на территории Рязанской области должна осуществляться органами государственной власти Рязанской области за счет средств областного бюджета, на местные бюджеты такие расходы не возлагаются. Полномочия Рязанской области по реализации Федерального закона "О ветеранах" могут быть переданы органам местного самоуправления при соблюдении установленных действующим законодательством процедур.
В силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете соответствующего уровня. На основании п. 2 этой же статьи увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате реализации решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Абзацем 11 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
Законом Рязанской области от 25.12.2001 № 88-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 г." с изменениями и дополнениями внесенными Законом Рязанской области от 04.04.2002 № 13-ОЗ, органам местного самоуправления было предписано предусмотреть в бюджетах районов и городов учтенные при установлении межбюджетных отношений, в том числе при расчете дотаций из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований и нормативов отчислений от регулирующих налогов, расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 261404 тыс. руб. согласно Приложению 26 к Закону Рязанской области от 25.12.2001 № 88-ОЗ. В соответствии с указанным Приложением городу Рязань предписано предусмотреть в городском бюджете расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 103711 тыс. руб.
Таким образом, субъект Российской Федерации - Рязанская область в 2002 г. переложил обязанность по возмещению расходов на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", на муниципальные образования.
Вместе с тем решением Рязанского областного суда от 06.05.2003, вступившим в законную силу, были признаны недействующими статья 24 Закона Рязанской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 25.12.2001 № 88-ОЗ в части предписания органам местного самоуправления предусмотреть в бюджетах районов и городов учтенные при установлении межбюджетных отношений, в т.ч. при расчете дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных образований и нормативов отчислений от регулирующих налогов, расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 261404 тыс. руб. и Приложение 26 к данному Закону.
Указанным решением Рязанского областного суда установлено, что субъект РФ должен был предусмотреть в своем бюджете расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" и не имел права вмешиваться в бюджетный процесс органов местного самоуправления и обязывать их предусматривать в своих бюджетах расходы, которые в силу норм федерального законодательства являются расходами бюджетов других уровней. Этим же решением установлено, что органам местного самоуправления не передавались государственные полномочия по реализации ФЗ "О ветеранах", а также то, что ни дотации из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, ни нормативы отчислений от регулирующих налогов не могут направляться органами местного самоуправления на реализацию ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для Арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, в спорный период ответчик не предусмотрел в своем бюджете расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах", переложив данную обязанность на органы местного самоуправления, что признано решением суда общей юрисдикции не соответствующим действующему законодательству.
Расходы на компенсацию коммерческой организации затрат, связанных с предоставлением предусмотренных федеральным законом льгот, являются особой формой расходов бюджета Рязанской области.
Отсутствие в бюджете Рязанской области необходимых денежных средств для предоставления населению г. Рязани льгот по оплате жилья не является основанием для освобождения от обязанности по компенсации затрат предприятия, связанных с оплатой жилья.
Доводы ФКУ Рязанской области о том, что истцом не доказан факт осуществления им соответствующих расходов, их объем, прямое отношение к оказанию услуг именно льготной категории граждан, а также о том, что факт наличия убытков и их размер не подтверждены первичными бухгалтерскими документами, являются несостоятельными, поскольку наличие и размер убытков, причиненных истцу в связи с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе: списками граждан, имеющих права на льготы; ведомостями выпадающих доходов за октябрь - декабрь 2002 г; копиями ветеранских удостоверений; актом сверки взаиморасчетов, составленным МП "ЖЭУ № 20" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани 08.09.2005; договором на оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений № 12/16-18 от 01.10.2002, заключенным между Администрацией г. Рязани и МП "ЖЭУ № 20", а также договорами, заключенными истцом с различными организациями г. Рязани, направленными на исполнение обязанностей по обслуживанию жилого фонда (договоры теплоснабжения, энергоснабжения и т.д.).
Доводы ответчика о том, что обязанность по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм и при отсутствии данных средств в бюджете он не может рассматриваться как причинитель вреда, являются ошибочными, поскольку то обстоятельство, что ответчик не предусмотрел в бюджете субъекта РФ денежных средств по компенсации затрат, связанных с реализацией ФЗ "О ветеранах", не может являться основанием для освобождения его от ответственности по возмещению убытков. Обязанность по возмещению этих расходов возложена на ответчика Федеральным законом "О ветеранах", и каких-либо исключений или случаев освобождения от данной обязанности закон не предусматривает. В противном случае реализация указанного Федерального закона ставится в зависимость от воли ответчика, что является недопустимым, поскольку противоречит принципу верховенства закона.
В случаях, когда законы о предоставлении льгот не обеспечиваются бюджетными средствами, у лиц, исполнивших данные законы, возникают убытки по причине незаконных действий (бездействия) государственных органов, не предусмотревших в бюджете денежные средств, а необходимые для обеспечения законов.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Следовательно, по искам о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот в 2002 г., ФКУ Рязанской области является надлежащим ответчиком.
Фактический размер убытков МП "ЖЭУ № 7" по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за октябрь - декабрь 2002 г. составляет 386031 руб. 19 коп., что подтверждается представленными в материалы дела документами, указанными выше. Третьим лицом - МП "КВЦ", осуществляющим учет платежей и сбор средств от населения, в судебном заседании также подтверждена обоснованность требований в заявленной сумме.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчик не представили суду контррасчет исковых требований, а также документально подтвержденных возражений в отношении спорной суммы, в связи с чем доводы ответчика о неподтвержденности суммы заявленных требований являются необоснованными. В материалы дела представлена достаточная первичная документация от истца, а также из МП "КВЦ", которое является специализированной организацией, выполняющей автоматизированный расчет начислений по видам льгот, что позволяет произвести необходимые расчеты. Кроме того, если ответчик считал представленные документы недостаточными, он имел возможность самостоятельно обратиться в соответствующие органы и службы, либо при соответствующих обстоятельствах ходатайствовать об истребовании необходимых документов перед судом. Таким образом, доказательства понесенных истцом убытков и экономическое обоснование затрат исследованы судом, ответчиком в установленном порядке не оспорены.
Исходя из изложенного, требования истца о взыскания с субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области за счет средств казны Рязанской области убытков в сумме 386031 руб. 19 коп. являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика, однако взысканию не подлежат, поскольку последний освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 171 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны субъекта РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области из средств бюджета Рязанской области в пользу муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление № 20" города Рязани убытки в сумме 386031 руб. 19 коп.
2. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru