Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 28.10.2005 № А54-5776/2005-С2
<В АНАЛИЗИРУЕМОЙ СИТУАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НЕПРАВОМЕРНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТЬЮ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ТОРГОВЫХ РЯДОВ. ДАННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ОСПАРИВАЕМЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НЕ НАРУШАЮТСЯ ЕГО ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2005 г. № А54-5776/2005-С2

(Извлечение)

Муниципальное предприятие "Торговые ряды города Рязани" обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Правительству Рязанской области о признании недействительным Постановления Правительства от 08.09.2004 № 75 "О внесении изменения в Постановление главы администрации области от 21 декабря 1994 г. № 650 "О передаче в пользование мэрии г. Рязани объектов историко-культурного наследия".
Правительство в отзыве не признало требования муниципального предприятия, указав на отсутствие оснований для оспаривания принятого постановления.
В заседании Арбитражного суда представители муниципального предприятия уточнили предмет своего заявления, в связи с чем просят признать Постановление Правительства от 08.09.2004 № 75 недействительным в полном объеме с момента его издания. Представители муниципального предприятия настаивают на рассмотрении заявления именно в измененном варианте требований. Основанием для оспаривания принятого Правительством Рязанской области постановления представители предприятия считают отсутствие официального опубликования данного постановления, что является нарушением требований статьи 80 Устава Рязанской области, а также отсутствие в тексте постановления срока вступления его в силу. Уточненное по предмету заявление муниципального предприятия в силу статьи 49 АПК РФ принято к рассмотрению Арбитражного суда.
Представитель Правительства Рязанской области не признал заявление, пояснив, что необходимость принятия Постановления от 08.09.2004 № 75 обусловлена требованиями статьи 143 Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...", в соответствии с которым изменена редакция пункта 11 статьи 9 Федерального закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно внесенным изменениям осуществление государственного контроля за сохранением, использованием и государственной охраной объектов культурного наследия составляет компетенцию Российской Федерации.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Постановлением главы администрации Рязанской области от 21.12.1994 № 650 "О передаче в пользование мэрии г. Рязани объектов историко-культурного наследия" в числе прочих памятников истории и культуры республиканского значения мэрии г. Рязани были переданы нежилые помещения Торговых рядов, расположенных в г. Рязани (пункт 3 Приложения № 1 к Постановлению Правительства - "Торговые ряды - Реставрация"). Указанный объект историко-культурного наследия Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" признан памятником архитектуры государственного значения.
В целях исполнения Постановления главы администрации Рязанской области от 21.12.1994 № 650 государственное предприятие "Научно-производственный центр по учету, охране и использованию памятников истории и культуры Рязанской области" в августе 1995 г. заключило с Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Рязани охранный договор на использование памятников истории и культуры республиканского значения, в том числе и на использование нежилых помещений Торговых рядов. Согласно пункту 3.9 поименованного договора от 02.08.1995 Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Рязани предоставлялось право передачи памятников в аренду с обязательным заключением с арендаторами охранных обязательств. За рамками полученных полномочий Управление муниципальным имуществом администрации г. Рязани (правопреемник Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Рязани) 22.06.1998 и 28.12.2000 заключило с муниципальным унитарным предприятием "Торговые ряды города Рязани" договоры на безвозмездное бессрочное пользование нежилыми помещениями общей площадью 157,1 кв. метра, а также внутренними инженерными сетями и оборудованием, находящимися в здании Торговых рядов (договоры № 03-20/11 и 03-16/045). Соглашением сторон от 25.05.2004 договор от 22.06.1998 № 03-20/11 был изменен и муниципальному предприятию в безвозмездное пользование переданы нежилые помещения общей площадью 166,6 кв. метра.
Постановлением Правительства Рязанской области от 08.09.2004 № 75 из Постановления главы администрации Рязанской области от 21.12.1994 № 650 "О передаче в пользование мэрии г. Рязани объектов историко-культурного наследия" исключено Приложение № 1, содержащее перечень памятников истории и культуры республиканского значения. Таким образом, поименованным Постановлением Правительства отменена передача в пользование мэрии (администрации) г. Рязани объектов истории и культуры республиканского значения.
Не согласившись с принятым Постановлением Правительства от 08.09.2004, муниципальное предприятие просит признать его недействительным, поясняя свою позицию тем, что поименованный нормативный акт не был опубликован в средствах массовой информации, а также указывает на ущемление его прав истребованием Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Рязанской области безвозмездно используемой части нежилых помещений Торговых рядов общей площадью 166,6 кв. метра. Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в Арбитражном суде Рязанской области дела № А54-2513/2005.
Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении заявления муниципального предприятия отказать.
Здание Торговых рядов г. Рязани в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" относится к памятникам общероссийского значения. Нежилые помещения Торговых рядов являются собственностью Российской Федерации и включены в реестр федерального имущества, что подтверждено выпиской из реестра федерального имущества от 07.10.2004. В соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности и не подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
На дату передачи объекта по охранному договору (договор от 02.08.1995) Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Рязани нежилые помещения Торговых рядов находились в хозяйственном ведении государственного предприятия "Научно-производственный центр по учету, охране и использованию памятников истории и культуры Рязанской области". В силу пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ распоряжение недвижимым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного предприятия, разрешалось при наличии согласия собственника. Тем не менее на момент передачи имущества в пользование КУМИ мэрии г. Рязани согласие собственника (полномочия которого были делегированы Комитету по управлению государственным имуществом Рязанской области) на эту передачу отсутствовало.
Помимо этого в нарушение требований Постановления Совета Министров СССР № 865 от 16.09.1982 "Об утверждении положения об охране и использовании памятников истории и культуры" стороны заключили безвозмездный охранный договор, оформление которого допускалось (пункт 61 постановления) только с религиозными общинами. Таким образом, охранный договор, заключенный 02.08.1995 государственным предприятием "Научно-производственный центр по учету, охране и использованию памятников истории и культуры Рязанской области" с КУМИ мэрии г. Рязани на использование памятников истории и культуры, противоречит нормам действующего законодательства и в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожным с момента его заключения.
Приведенные доводы свидетельствует о том, что последующая передача Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Рязани нежилых помещений Торговых рядов как в арендное, так и в безвозмездное пользование хозяйствующих субъектов (включая и муниципальное предприятие "Торговые ряды города Рязани"), совершена при отсутствии надлежащих полномочий на передачу нежилых помещений и все заключенные при этом договоры являются недействительными в силу статей 168, 608 и 690 ГК РФ.
Изложенные обстоятельства подтверждены также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 31.12.2004 по делу № А54-4198/04-С19 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области к администрации г. Рязани и Управлению муниципальным имуществом администрации г. Рязани об истребовании занимаемых нежилых помещений Торговых рядов г. Рязани.
Отсюда ничтожность договоров безвозмездного пользования нежилыми помещениями Торговых рядов г. Рязани, заключенных муниципальным предприятием "Торговые ряды города Рязани" с Управлением муниципальным имуществом администрации г. Рязани (договоры от 22.06.1998 № 03-20/11 и от 28.12.2000 № 03-16/045) в силу статьи 168 ГК РФ свидетельствует об отсутствии у заявителя каких-либо прав на занимаемые нежилые помещения в здании Торговых рядов г. Рязани.
Следует также отметить, что согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 690 ГК РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником. В силу статьи 56 Федерального закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объект культурного наследия, включенный в реестр и находящийся в федеральной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование следующим юридическим лицам:
общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия;
детским общественным объединениям;
общественным организациям инвалидов;
благотворительным организациям;
религиозным организациям;
общероссийским творческим союзам;
государственным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры.
Муниципальное предприятие "Торговые ряды города Рязани" не принадлежит к вышеперечисленной категории юридических лиц, что не позволяет на момент принятия настоящего решения сохранять за ним право безвозмездного пользования частью нежилых помещений здания Торговых рядов г. Рязани.
Довод заявителя о том, что оспариваемое Постановление Правительства Рязанской области от 08.09.2004 № 75 является нормативным правовым актом, Арбитражный суд находит неосновательным. В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2000 № 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
В рассматриваемой ситуации изданием Постановления от 08.09.2004 № 75 Правительство Рязанской области, осуществляя делегированные ему полномочия по распоряжению имуществом федерального уровня собственности, использует нежилые помещения Торговых рядов в интересах Российской Федерации. Каких-либо правовых норм (или правил поведения) для неопределенного круга лиц данное постановление Правительства не устанавливает. Собственник надлежащим образом осуществляет свои права по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Постановление Правительства от 08.09.2004 № 75 адресовано исключительно администрации г. Рязани и является актом индивидуального характера, то есть ненормативным правовым актом.
Индивидуальный характер ненормативного правового акта не требует обязательности его опубликования в средствах массовой информации. Помимо этого следует отметить, что ранее принятое Постановление главы администрации Рязанской области от 21.12.1994 № 650 также не было опубликовано, что само по себе не может служить достаточным основанием для признания его недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу ст. 4 АПК РФ правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи права и законные интересы нарушены. Вышеприведенные нормы процессуального права корреспондируют со статьей 13 ГК РФ: ненормативный акт может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии действующему законодательству и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что законность ненормативного акта может быть проверена судом только по заявлению лица, чьи права нарушены. Таким образом, заявитель, обращаясь в суд, прежде всего обязан доказать, что его права и законные интересы нарушены и подлежат судебной защите.
В анализируемой ситуации муниципальное предприятие неправомерно осуществляет безвозмездное пользование частью нежилых помещений Торговых рядов. Данное обстоятельство говорит о том, что оспариваемым постановлением Правительства Рязанской области не нарушаются его права и законные интересы.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если Арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. 167, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru