Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Рязанская91.txt.21639
Рязанская

ПРОТЕСТ Прокуратуры Рязанской области от 27.12.2000 № 7-Н7-2000
"ПРОТЕСТ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ЗАКОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 27 декабря 2000 г. № 7-Н7-2000

НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ЗАКОНА РЯЗАНСКОЙ
ОБЛАСТИ "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

При изучении Закона Рязанской области "О местном самоуправлении в Рязанской области" от 10.06.1996 г. № 1 (в редакции Законов от 02.10.1996 г. № 86; от 26.02.1997 г. № 137; от 07.07.1999 г. № 37-ОЗ; от 27.06.2000 г. № 46-ОЗ) выявлены отдельные положения и нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации и действующему федеральному законодательству.
Статьей 13 Закона области, предусматривающей полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в пункте 1 установлено, что органы и должностные лица местного самоуправления наделяются указанными полномочиями Законом области.
Пункт 2 этой же статьи относит к компетенции органов местного самоуправления также и иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, а также не исключенные из компетенции местного самоуправления и не входящие в состав полномочий других органов местного самоуправления.
Пункты 1, 2 статьи 13 Закона области противоречат п. 1 п.п. 5 ст. 8 и п. 3 статьи 14 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления указываются в Уставе муниципального образования, органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствие с Уставами муниципального образования.
Согласно ст. 14 Закона области органы местного самоуправления вправе в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления на основании договора передавать часть своих полномочий органам государственной власти Российской Федерации и Рязанской области вместе с необходимыми материалами и финансовыми ресурсами.
Пунктом 2 статьи 33 Закона области установлен 4-годичный срок полномочий депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Указанные статьи Закона области подлежат отмене, как содержащие такие же положения, которые Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 вышеназванного Федерального Закона выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Пункт 1 ст. 23 Закона области, не содержащий указаний о проведении выборов при тайном голосовании, противоречит указанной норме Федерального Закона, нормам избирательного законодательства и должен быть приведен в соответствие с ними.
Пункт 2 ст. 27 Закона области в части предоставления органу территориального самоуправления права юридического лица в соответствии с Уставом органа территориального общественного самоуправления противоречит требованиям п. 1 ст. 27 Федерального Закона, устанавливающего, что органы территориального самоуправления могут являться юридическими лицами в соответствии с Уставом муниципального образования.
Пункт 1 ст. 29 Закона области в части указаний об избрании главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленным Уставом муниципального образования и Законами области противоречит требованиям п. 2 ст. 16 Федерального Закона, предусматривающего избрание главы муниципального образования избирается в порядке, установленном Федеральным Законом и законами субъекта Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 29 Закона области предусматривающий, что главой муниципального образования может быть избран гражданин постоянно или преимущественно проживающий на территории Рязанской области противоречит требованиям п. 5 ст. 4 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно указанной норме Федерального Закона, ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ.
Согласно п. 5 ст. 29 Закона области, избранный представительным органом местного самоуправления из числа депутатов глава муниципального образования организует работу представительного органа и может председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления противоречит п. 3 ст. 16 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и исключает положения п. 4 той же статьи Закона области.
В соответствии с данной нормой ФЗ, глава муниципального образования избранный населением может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления согласно Уставу.
Пункт 6 ст. 29 в части указания об осуществлении главой муниципального образования своих полномочий на принципах единоначалия не соответствует п. 5 ст. 16 того же Федерального Закона, устанавливающего, что глава муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления, а также пункту 3 статьи 16 ФЗ, предусматривающего, что глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствие с Уставом.
Таким образом, п. 6 ст. 29 должен быть приведен в соответствие с ФЗ.
Пунктом 2 ст. 9 Закона области к органам местного самоуправления отнесены исполнительные органы, а статьей 30 установлено, что исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация.
Указанные нормы Закона области противоречат требованиям ст. 14 федерального Закона согласно которой, к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным Законом, законам субъектов РФ, Уставами муниципальных образований и другие органы, образуемые в соответствие с Уставами муниципальных образований. Кроме того, указанные нормы Закона области содержат такие же положения, которые признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 г. № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - основного закона Читинской области.
Согласно п. 6 ст. 18 того же Федерального Закона статус депутата члена выборного органа местного самоуправления выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом, законами субъектом РФ.
Следовательно, пункт 3 ст. 33 Закона области в части установления только законом области статуса перечисленных органов и лиц, а также ограничений, связанных со статусом, противоречит изложенной норме Федерального Закона и должен быть приведен в соответствие с ней.
Пункт 2 ст. 53 Закона области, предусматривающий ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством должен быть приведен в соответствие с требованиями ст. 49 того же ФЗ.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 23 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 27 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

предлагаю:

Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Рязанской областной Думы.
Привести в соответствие с действующим федеральным законодательством п.п. 1, 2 статьи 13, ст. 14, п. 2 ст. 33, п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 27, п.п. 1, 2, 5, 6 ст. 29, п. 1 ст. 9, ст. 30, п. 3 ст. 33, п. 3 ст. 53.
О результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру области в установленный законом срок.

Прокурор Рязанской области
государственный советник
юстиции 3 класса
А.П.КИЗЛЫК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru